На Донбассе очередной виток обострения конфликта. Под огонь боевиков вновь попадают не только военные Вооруженных сил Украины, но и патрули ОБСЕ и даже мирное население на свободной части Украины. Вместе с тем в МВД сообщают, что вот-вот будет готов план по освобождению оккупированных территорий. Как в ближайшее время будут развиваться события на фронте и изменит ли что-то ликвидация одного из главарей боевиков Олега Мамиева («Мамая»), пишет Артур Гор для Апострофа.
Мирные потери
С переформатированием АТО в Операцию Объединенных сил (ООС) боевики активизировали военные действия по всей линии фронта. Так, 15 мая под обстрел наемников попал патруль ОБСЕ в районе Донецкой фильтровальной станции. Традиционно боевики обвинили в нападении на наблюдателей Вооруженные силы Украины, однако специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине в своем Twitter расставила все точки над «і».
«Патруль был обстрелян с юго-востока, где расположены позиции российских вооруженных формирований», – отметили в СММ ОБСЕ.
В четверг, 17 мая, 122-мм снаряд прилетел во двор местной школы в Светлодарске.
«К счастью, основной удар взяло на себя дерево. В школе на момент обстрела было 375 детей, 127 – на стороне, откуда прилетел снаряд (там учились младшие классы). Дети не пострадали. Выбиты стекла в 62 окнах», – рассказал председатель Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Кроме того, из артиллерии был открыт огонь по Горловке. По сообщениям подконтрольных боевикам так называемой «ДНР» СМИ, получили ранения трое местных жителей, еще одна женщина погибла. Но, естественно, обстрелы Горловки и школы в Светлодарске боевики «свалили» на силы ООС.
А в ночь на 18 мая боевики открыли огонь по жилым кварталам поселка Троицкое в Луганской области. Жертвами обстрелов стали 13-летний мальчик и его отец, которые погибли от разрыва снарядов. Еще два человека получили ранения.
Несут потери и сами боевики. Так, в ночь на пятницу был убит один из главарей террористов Олег Мамиев (позывной «Мамай»), который командовал так называемым батальоном «Пятнашка», куда входят наемники из Абхазии, Осетии и России.
Боевики «ДНР» назвали гибель Мамая «невосполнимой потерей», а их главарь Александр Захарченко даже объявил 19 мая «днем траура в республике». Впрочем, главред сайта «Информационное сопротивление» Юрий Карин уверяет, что ликвидация Мамиева ничего не изменит.
«Это просто одно из раскрученных медийных лиц, какими были Моторола и Гиви, – говорит «Апострофу» Карин. – С другой стороны, это важный деморализующий фактор для всех, кто обслуживает интересы РФ на Донбассе».
«Виноват» Волкер
Опрошенные эксперты выделяют несколько причин внезапного обострения ситуации на Донбассе.
«Все, что происходит сейчас на востоке страны, совпадает по логике с конфликтом малой интенсивности, – поясняет военный эксперт Олег Стариков. – В определенные периоды идет обострение ситуации, в определенные периоды – затухание. Командование южного военного округа РФ, которое руководит так называемыми 1-м и 2-м «армейскими корпусами» [«ДНР-ЛНР»], преследует цель принудить Украину к выполнению политической части Минских соглашений без выполнения соглашений в части безопасности».
В свою очередь военный эксперт Олег Жданов уверяет, что наемники намеренно приурочили свою активность к визиту на Донбасс спецпредставителя Госдепа США по Украине Курта Волкера и первого заместителя главы СММ ОБСЕ Александра Хуга.
«Обострение связано с визитами Волкера и Хуга на Донбасс. Особенно Хуга, ведь задача ОБСЕ – мониторинг ситуации на Донбассе. И теперь ОБСЕ будет докладывать, что там обстрелы и обострение, – говорит Жданов. – При этом ОБСЕ акцентирует внимание на том, что и ВСУ не соблюдают свои обязательства по режиму тишины и открывают огонь. Правда, они не всегда уточняют, что мы открываем огонь в ответ».
Действительно, на брифинге в Краматорске 15 мая Александр Хуг подчеркивал, что любое применение вооружения является нарушением режима тишины. Боевикам такое «ну-ну-ну» от Хуга глубоко безразлично, но небезразлично Украине, которая через европейских партнеров, в частности, стремится продавить мирный формат разрешения конфликта.
План министра
Кстати, о мирном плане. Помните, как в начале мая глава МВД Арсен Аваков заявлял, что в его ведомстве готовят план по деоккупации Донбасса? Ничего конкретного, лишь общие фразы относительно освобождения территорий, восстановления конституционного строя, там наши люди… На днях в МВД вновь подогрели интерес СМИ к плану Авакова, но опять ничего конкретного, мол, готовится «широкая кампания по подготовке мер к деоккупации», «победа маленькими шагами» и тому подобное.
По словам политолога Петра Олещука, реального плана, который бы сработал, у главы МВД нет. Тем более речи о силовом сценарии быть не может.
«Если бы такой сценарий рассматривался, то о нем бы не сообщали, ведь это очевидный сигнал для враждебной стороны о необходимости подготовки. Более того, максимально стараются уверить противника в собственном миролюбии и отсутствии подобных планов. Но так как об этом везде говорят, кроме как пиар, такие разговоры рассматривать сложно», – отметил эксперт.
Олег Жданов добавляет, что разговоры Авакова о плане деоккупации – не просто пиар, а борьба за влияние в зоне конфликта. Не зря ведь глава МВД подчеркивал, что освобождение Донбасса будет полицейской, а не военной операцией.
«Это попытка Авакова удержать хоть какой-то контроль за бывшей зоной АТО. Дело в том, что после введения ООС суть военных действий не поменялась, но кардинально поменялась система управления и контроля над зоной, где проводится Операция Объединенных сил. Во-первых, расширилась география операции: она вышла за границы областей, а, во-вторых, управление сосредоточено в руках президента. Это касается и силовых структур, включая МВД, Нацполицию и Нацгвардию. Аваков не зря ведь ездил туда с визитом (5 мая Арсен Аваков посетил Станицу Луганскую – ред.), чтобы убедиться, что все контролируется военными, а значит – президентом. Если Аваков действительно напишет план и его гипотетически утвердит президент, то глава МВД будет курировать Объединенный штаб, якобы внедряя этот план в действие. Но думаю, что президент на это, конечно, не пойдет», – резюмировал военный эксперт.