субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сесть за Крымский мост: Почему Путин автоматически станет уголовником Закон, формально направленный на защиту российских компаний, попавших под санкции США, в реальности может быть использован практически против любого на России

Вчера российская Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает уголовную ответственность за выполнение на территории России санкций иностранных государств, пишет Роман Федюк для Depo.ua.

Проект был внесен спикерами Госдумы и Совета федерации Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Соавторами этой юридической новеллы являются лидеры всех четырех фракций, а также оба первых вице-спикера. Поэтому и неудивительно, что документ был единогласно поддержан всеми думскими фракциями. Сомнений в том, что в ближайшее время он станет законом, практически не возникает.

Согласно законопроекту, за выполнение западных санкций виновникам грозит штраф до полумиллиона рублей, либо ограничение свободы до трех лет, арест до полугода или лишение свободы до трех лет со штрафом до 200 тыс. рублей.

Видимо, для большего психологического эффекта, новый закон дополнит главу 29 российского Уголовного кодекса, в которой зафиксированы наказание за госизмену, шпионаж и вооруженный мятеж.

Законопроектом предлагается ввести уголовное наказание за два типа антигосударственных поступков. Первый – это совершение действий с целью выполнения западных санкций. Например, если на России работает дочерняя компания какого-нибудь западного промышленного гиганта, и этой дочерней компании предложат осуществить поставки оборудования в Крым – а она возьмет и откажется, то ее гендиректора смело и бескомпромиссно можно сажать.

А второй тип антигосударственных поступков, за которые будет наказывать будущий закон – это совершение гражданином России «умышленных действий», способствующих «введению ограничительных мер». В частности, речь идет и о предоставлении рекомендаций и передаче сведений, которые привели или могли привести к введению мер ограничительного характера в отношении российских частных и публичных субъектов, а также подконтрольных им лиц». О невероятной расплывчатости этих формулировок успели сказать немало юридических экспертов. О том, что в новом законопроекте напрочь отсутствует какая-то адекватная характеристика, описание или список действий, которые могут считаться нарушением данного закона, тоже высказались все, кто читал документ.

О том, что подобный законопроект представляет существенную угрозу свободе слова, уже написал спикеру Госдумы представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Арлем Дезир.

Но самое интересное, пожалуй, не это. Следуя логике российских законодателей, «умышленные действия», которые способствуют «введению ограничительных мер», осуществил в свое время именно президент Российской Федерации Владимир Путин. А поддержали его все 450 представителей российской Государственной думы. Ибо именно их публичные и задокументированы действия стали причиной введения американских и европейских санкций против России – по крайней мере, в той части, которая касается аннексии Крыма. И даже если предположить что закон обратной силы не имеет, и за все, содеянное в 2014 году, нести ответственность в 2018 они не могут, причудливый характер ситуации ничуть не меняется. Потому что если закон таки примут, и после того Трамп с Меркель где-то в телефонном разговоре скажут «Володя, отдай Крым, а мы санкции отменим, а?», – а Путин не согласится, он автоматически станет уголовником. Даже по новому российскому законодательству.

Или, например, выиграет Украина в Международном морском трибунале дело о строительстве открытого вчера Крымского моста, который осложнил судоходство вследствие низковато построенных над водой арок – и снова Россию могут ждать свежие неприятности. Ну, к примеру, штрафные санкции и требование мост реконструировать, а также привести в соответствие с требованиями морского права. А виноват по новому закону будет кто? Скорее всего, президент и премьер-министр, которые подписывали документы о начале строительства. И опять, согласно новому закону, стоит сажать.

Таким образом из юридического казуса, который возник в связи с принятием совершенно «сырого» документа, проглядывает момент истины. Для того, чтобы избавиться от санкций, России надо избавиться от тех и того, что повлекло их принятие. Так даже новый российский закон говорит.


Поділіться цим