четвер, 25 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Как Индия оставила Путина без истребителя пятого поколения История индийских проблем с российскими самолетами – древняя и богатая, как эпос «Рамаяна»

Отказ Дели от финансирования разработки Су-57 в рамках проекта FGFA означает, что планы России относительно серийного выпуска этих самолетов в ближайшие несколько лет будут сорваны, а все будущее этого недешевого проекта становится совершенно неопределенным, пишет Тарас Паньо для Depo.ua.

История индийских проблем с российскими самолетами – древняя и богатая, как эпос «Рамаяна».

За период с 1996 по 2012 годы Индия приобрела у России около 220 многоцелевых истребителей Су-30МКИ. По данным индийских аудиторов, в 2015 году в боеготовом состоянии находилось около половины из них. Причины «мора», напавшего на относительно новые машины, были самые разнообразные, в частности, проблемы с электроникой, проблемы с двигателями и радарами – а также хроническая нехватка запчастей, которые прибывали из России с колоссальным опозданием.

Далее в 2004-м и 2010 годах индусы приобрели 45 палубных истребителей Миг-29К, которые с 2014 года начали активно эксплуатировать. Однако уже в 2107 году было официально объявлено, что самолеты придется заменить из-за «структурных дефектов при приземлении на палубу» и необходимости частого обслуживания.

Еще до официального сообщения о начале вывода Миг-29К из эксплуатации в 2016 году, Индия объявила тендер на закупку 57 многоцелевых палубных истребителей. Интерес выявил ряд ведущих производителей: «Боинг» с Super-Hornet, с Dassault Rafale M и Saab с Gripen Maritime. Россияне тоже приняли участие в конкурсе. И снова предложили… тот же самый истребитель Миг-29К. Как ни странно, Индия в этот раз закупила 36 Rafale M. На больше, наверное, не хватило средств.

Из проектов авиационного сотрудничества между Россией и Индией «живой» до сих пор осталась общая 11-летняя разработка перспективного истребителя пятого поколения Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA) на основе российского Су-57. Наивные индусы думали, что вместе с россиянами создадут перспективный самолет – а потом будут собирать его на предприятиях Hidustan Aeronautics Limited с помощью рук, а не тех органов, которые использовали россияне при изготовлении экспортных МиГов и Сушек. А наивность заключалась в том, что разработка самолета – это сам по себе процесс длительный, сложный и непредсказуемый. Если же в нем принимают участие люди, которые знают значение слов «откат» и «распил» без словаря, то все может стать еще хуже.

Годы шли за годами, миллиарды за миллиардами (индусы, по открытой информации, вложили в разработку около 4 миллиардов долларов США, а Россия пыталась довести их вклад до 8 миллиардов – при том что начальная стоимость проекта составляла 4,5 миллиардов, а «пересмотренная» – 10 миллиардов, которые страны должны внести поровну). Тем временем самолет, который должен был быть «в два-три раза дешевле конкурентов» все как-то… не выходил. И с радиозаметностью у него было не все в порядке, и с авионикой, и с системами управлением вооружениями. А главное – до серийного производства дело все никак не доходило.

Сначала ВВС Индии планировали приобрести 200-250 одно- и двухместных лицензионных истребителей FGFA, с поставками в 2017-2018 годах. Позже количество было сокращено до 127 одноместных самолетов. Затем стало известно, что компания «Сухой» пообещала поставить Индии до 2020 года три одноместных прототипа…

И вот вчера ВВС Индии приняли решение приостановить свое участие в программе. Причинами называются «непреодолимые разногласия» относительно стоимости и технических решений, использованных в новом самолете. «Проект FGFA стал примером того, как сделать слишком мало самолетов, и поставить их слишком поздно», – так прокомментировал ситуацию влиятельный индийский маршал аваиации в отставке Винод Бхатия.

Кроме этого, индусы внимательно присматриваются к американским F-35.

Что это означает для России – кроме потери 10-15 миллиардов долларов, которые можно было бы выручить за продажу готовых изделий? А означает это простую вещь. Су-57, первые десять образцов которого должны быть переданы в войска уже в следующем году (это по последним планам – впервые Путин пообещал войскам самолет пятого поколения на 2013 год), в ближайшую пятилетку не будет. А возможно, не будет вообще. Просто потому, что Индия в последние годы была главным источником финансирования проекта. Кроме того, индийская сторона разрабатывала бортовой компьютер самолета, его шасси, системы лазерного целеуказания – и много чего еще.

Россия, в своем нынешнем экономическом состоянии, не способна финансировать и производить авиатехнику нового поколения. По этой причине первым умер проект МиГ-овское «изделие 1,44». А теперь следом отправился и Су-57. Российская армия, если и получит что-то, то это будет десяток готовых прототипов, которые прогонят на каком-то параде и передадут «под гром фанфар» ВКС России – с экспериментальными и не обкатанными системами электроники, двигателями от Су-35 (новых «в металле» есть три штуки на всю Россию) и без гарантий, что этому всему чуду кто обеспечит техническую поддержку и запчасти. Стоит напомнить, что два Су-57 уже летали в сирийском небе.

А в общем, история с проектом Су-57 наглядно демонстрирует тот факт, что даже в период экономического благополучия Россия просто не могла вкладывать достаточно средств в обеспечение воздушного паритета если и не с США, то хотя бы с Китаем, у которого на данный момент уже есть две модели самолетов пятого поколения Chengdu J-20 и Shenyang J-31. Тем более непосильным для российской экономики этот груз является сейчас, в период действия международных санкций. А степень деградации конструкторского и производственного потенциала уже не позволяет использовать схему «деньги в обмен на технологии и производство». И решение руководства индийских вооруженных сил – наглядное тому подтверждение.



Поділіться цим