вівторок, 16 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Неудавшийся блеф Путина: Кремль окончательно теряет Балканы Косовские сербы вдруг отказались от одностороннего формирования автономии в Косово и Метохии

Наличие замороженного конфликта между Сербией и Косово продолжает оставаться одной из зазубрин в системе европейской безопасности – если о таковой хотя бы в каком-либо отрыве от НАТО может идти речь, – куда Россия всегда может вставить свой коготь, – пишет Максим Михайленко для Деловой столицы. – Нельзя, конечно, сказать, что политика стран дальнего Запада на Балканах в 90-е и начале 2000-х была безукоризненной, однако они лишь реагировали на последствия распада СФРЮ, который все равно был неизбежен сам по себе. Ирония судьбы – самопальный памятник Виталию Чуркину в Республике Сербской (часть федеративной Боснии и Герцеговины), ведь покойный Чуркин как раз и участвовал в сдаче интересов Белграда, если подходить к этим интересам с точки зрения инфантильного имперского романтизма, который используют ловкие сербские популисты, десятилетиями сидящие на двух стульях.

Раскачать лодку

Разумеется, сербско-албанский случай максимально усложнен – в чем-то он напоминает армяно-азербайджанский конфликт. Однако в отличие от Нагорного Карабаха «частично признанное» Косово, по сути, находится под международным управлением и отделялось само, с заметным, но не преобладающим влиянием соседней Албании, причем Запад однозначно встал на сторону местных албанцев. С одной стороны, в Сербии не могут этого забыть, с другой — этот вопрос мешает европейской интеграции Белграда, которая, как ни крути, является экономически безальтернативной, с третьей — обе стороны нередко не упрощают задачу Брюсселю, а стараются напомнить о себе, хотя бы потому, что страны это небогатые.

При этом перед Белградом и Приштиной висит вкусная европейская морковка – по крайней мере, переговоры о членстве с Сербией начаты почти четыре года назад (как и другие страны Западных Балкан, она получила «зеленый сигнал» в рамках Соглашений о стабилизации и ассоциации в середине нулевых годов). Но кому-то очень хочется, чтобы Белград никогда не смог дотянуться до этой морковки.

Так, 16 января этого года в Митровице Косовской был убит один из лидеров косовских сербов, глава движения «Свобода, демократия, правда» Оливер Иванович. В 64-летнего политика выстрелили, когда он входил в здание своей партии. Адвокат Ивановича Небойса Владжич рассказал: «Он получил пять пулевых ранений, его сразу же перевезли в больницу, но врачам не удалось его спасти». Как уточнили врачи, политика было невозможно спасти из-за множества ранений в верхнюю часть туловища».

В связи с убийством президент Сербии Александр Вучич созвал экстренное заседание Совета безопасности страны. Примерно через час после убийства на одной из улиц города был обнаружен сожженный автомобиль, который, по версии полиции, мог быть использован для преступления.

Примечательно, что Оливер Иванович в 2008-2012 гг. занимал должность госсекретаря по делам Косова в правительстве Сербии. В 2016-м его приговорили к девяти годам заключения за военные преступления против косовских албанцев в 1999 г. В феврале 2017-го приговор суда первой инстанции был отменен и начался новый процесс. Политик находился под домашним арестом.

Примечательно потому, что в апреле, ровно посередине последовавшего за убийством Ивановича разогрева ситуации между Белградом и Приштиной последовало другое странное решение в Гааге. Лидера Сербской радикальной партии приговорили к 10 годам лишения свободы, однако в тюрьму националист не сел – Воислав Шешель фактически отбыл назначенный ему срок заключения во время судебных разбирательств. В 2003 г. он добровольно сдался Международному трибуналу по бывшей Югославии и провел в тюрьме ООН 11 лет. Суд этот срок учел. В ноябре 2014 года у Шешеля диагностировали рак. Суд позволил ему вернуться в Белград. Тем не менее в конце концов, совсем недавно, его таки признали виновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности во время вооруженных конфликтов на Балканах в 1991-1993 гг. Согласно постановлению суда Шешель виновен в преследовании граждан по политическим, расовым и религиозным мотивам, организации этнических чисток и массовых депортаций мирного населения и уничтожении общественной и частной собственности в Боснии и Герцеговине, Хорватии и автономном крае Воеводина в Сербии.

В марте 2016 г. (это решение скандализировало очень многих) его оправдали по всем пунктам обвинения, однако 11 апреля уже нынешнего года прокуратура потребовала пересмотреть приговор и лишить обвиняемого свободы на 28 лет. По мнению прокурора Сержа Браммеца, во время первых слушаний судьи проигнорировали ряд доказательств вины Шешеля.

Несмотря на то, что в тюрьму он не вернется, глава Сербской радикальной партии намерен обжаловать приговор. «Приговор является противоправным, противоречит англосаксонскому праву. Они не могли вынести обвинительный приговор после оправдательного. Они могли или подтвердить первоначальный приговор, или отменить его, и вернуть дело на новый процесс. В данном случае они допустили нечто, что недопустимо в англосаксонском праве», — заявил Шешель. Но, как станет понятно из последовавших в феврале-апреле событий, весьма вероятно, приговор в Гааге изменили не просто так, а как сигнал Белграду и сторонникам сербской автономии в Косово не раскачивать лодку.

Демарш к саммиту

Еще 27 февраля текущего года президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер в ходе своей пресс-конференции в Белграде напомнил, что Сербия должна решить спор с Косово в рамках своей заявки на вступление в Европейский Союз. «Мы хотели бы, чтобы Белград нормализовал отношения с Приштиной в рамках юридически обязывающего соглашения. Мы не можем устанавливать точные условия и рамки этого соглашения, сербы и Приштина должны установить их сами», – сказал Юнкер. «Сербия является частью Европы, и поэтому, когда условия будут выполнены, Сербия, очевидно, станет членом Евросоюза», – добавил президент Еврокомиссии. Как известно, ЕС ведет переговоры о вступлении с Сербией с 2014 г., но Брюссель подчеркивает, что ни один будущий член ЕС не может иметь территориальных или пограничных споров.

В свою очередь Сербия не признает независимости Косова, провозглашенной в 2008 г. Нынешний президент Сербии Александар Вучич, бывший министр информации при Милошевиче, впоследствии сделавший удачную карьеру «евроинтегратора», настаивает: любое будущее соглашение с Косовом должно быть результатом компромисса. В этот компромисс входит и создание на севере Косово в той или иной форме сербской автономии.

Более того, 4 апреля Сербия, Румыния, Кипр и Испания заявили о том, что выступают против участия частично признанной Республики Косово в майском саммите ЕС – Западные Балканы. Причем смысл румынской позиции не очень ясен – что касается Кипра и Испании, то они испытывают старые и новые проблемы с сепаратизмом.

В ответ эти четыре государства (трое из них – члены ЕС, а Сербия ведет переговоры о членстве) планировали бойкотировать саммит ЕС – Западные Балканы, который состоится в Софии 17 мая 2018 года, из-за нежелания встречаться на нем с руководством непризнанного Косово. Об этом сообщило болгарское издание Novinite.com.

Премьер-министр Сербии Ана Брнабич вообще назвала присутствие Косово на саммите «политическим нонсенсом». Политик уточнила, что решение Белграда об участии в мероприятии будет зависеть от «шагов Приштины по созданию Ассоциации сербских муниципалитетов в Косово».

В свою очередь, Румыния, Кипр и Испания намерены бойкотировать саммит в Софии, потому что не желают «сидеть за одним столом» с делегацией непризнанного государства. Ведь ожидается, что Косово на саммите 17 мая представит его президент Хашим Тачи – бывший руководитель «Армии освобождения Косово». Вероятно, эти страны примут участие в рабочем ужине за день до саммита, а на самом форуме будут представлены другими членами ЕС.

Но к 19 апреля «концепция поменялась», причем со стороны самих косовских сербов.

Страшилка не удалась

Похоже, теперь Ассоциация сербских муниципалитетов будет все-таки формироваться в сотрудничестве с косовским правительством в Приштине, а не «самозахватом». В соответствии с конституцией непризнанного (!) Косово принято решение о формировании Ассоциации сербских муниципалитетов в сотрудничестве с косовским правительством в Приштине. Об этом заявил косовский премьер Рамуш Харадинай, передает PTC. «Ситуация изменилась. Косово находится на пути к созданию устава ассоциации, так что ультиматум провалился», – заявил он.

Выясняется, что «Сербский список» (крупнейшая партия косовских сербов) объявила об отказе от одностороннего формирования Ассоциации сербских муниципалитетов в Косово и Метохии (ZSO), которое она анонсировала на 20 апреля. Автономия сербов в пределах сербских муниципалитетов должна была быть создана в Косово согласно Брюссельскому соглашению между Белградом и Приштиной в 2013 г. Однако конституционный суд Косово признал неконституционными предложения о ее формировании. «Сербский список» заявлял, что в одностороннем порядке будет формировать Ассоциацию, если Приштина не сделает этого до 20 апреля. В Косово же рассматривали это как ультиматум.

Почти месяц назад, 26 марта, представители Сербии организовали в Митровице откровенно сепаратистское мероприятие, на которое в частности прибыл куратор косовско-сербского диалога Марк Джурич, а также косовские правоохранители, которые задержали сербского дипломата, допросили и депортировали на родину. На следующий же день часть представителей сербской общины в парламенте – «Сербский список» – заявили о выходе из коалиции и правительства. И в тот же день Сербия начала военные учения близ границ частично признанного Косово – на полигоне «Пасулянска Ливада».

Параллельно президент Сербии сказал Путину, что не будет принимать участия в направленных против России действиях. Он заверил российского правителя, что не будет высылать из страны российских дипломатов. Часто флиртующий с Москвой Вучич заявил, что Сербия не будет участвовать в мерах, направленных против России.

Панславянский блеф

Между тем, в антитеррористических (?!) учениях Sadejstvo 2018 сербы (и только ли они?) задействовали артиллерию, пехоту и авиацию. Так на границе с Косово появились самолеты. В Министерстве обороны Сербии отметили, что проводят военные учения на полигоне Пасулянска ливада, который расположен недалеко от границы с территорией Косово. На них присутствовало государственное и военное руководство. Несколько сербских самолетов заметили над пограничным поселком Прешево. Местные албанцы рассказали, что «не видели такого со времен последней войны» и назвали появление самолетов провокацией со стороны Сербии.

Из-за сообщений о полете сербских военных самолетов, которых зафиксировали в муниципалитете Прешево международная миротворческая миссия в Косово под руководством НАТО, KFOR пообещала провести соответствующую проверку. Правда, в KFOR подчеркнули, что ее представители просто следят за ситуацией, поскольку никакой угрозы нет. Очевидно, что все это были элементы торга и рискованного блефа. Но, похоже, что внезапное изменение приговора Воиславу Шешелю стронуло какие-то шестеренки в Белграде, а вот способна ли РФ заменить ЕС в качестве донора Сербии или помочь ей силовым путем в условиях санкций, а также «натовского окружения» этой бывшей западнобалканской метрополии – теперь очень большой вопрос. Тем более что многие влиятельные лоббисты Сербии в Москве, такие как экс-президент РЖД Владимир Якунин или экс-директор РИСИ Сергей Решетников – давно лишились своих постов. А «могиканин» иллюзий о панславянской империи с центром в Москве Дмитрий Рогозин сегодня не может попасть даже в непризнанное Приднестровье. Впрочем, несмотря на наивные симпатии чуть ли не 80% граждан Сербии к России, в Белграде, равно как и в Приштине (и Тиране), а также будущем центре автономии, Митровице Косовской – отлично понимают, что само политическое и экономическое выживание всех сторон этого тлеющего палеоконфликта зависит скорее от Брюсселя, Берлина и Вашингтона, насколько расхристанной не была бы сегодня их политика. Нежели от далекой и переменчивой Москвы, которая много обещает, да мало делает.



Поділіться цим