п'ятниця, 19 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

О чем Меркель и Макрон могут говорить с Порошенко без Путина? С Путиным у «нормандского формата» не получилось успешной работы, но без него – тоже не получится

Российская газета «Коммерсантъ» со ссылкой на наши, киевские, источники сообщает, что якобы в мае в городе Аахен (запад Германии) может состояться встреча Ангелы Меркель, Эммануэля Макрона и Петра Порошенко. Получается некий урезанный «нормандский формат»: все, но без России.

Анонимные источники российского издания – весьма сомнительное дело, но пусть так, примем на веру. Почему бы формату и впрямь не зашевелиться? Мы давненько не слышали о «нормандцах». Они «отдыхали», пока американец Волкер пробовал путем диалога с россиянином Сурковым решить за них проблему Донбасса. Диалог, прямо скажем, вышел не слишком успешный, хотя местами и активный. Теперь снова Меркель и Макрон будут работать, а Волкер сможет передохнуть.

Итак, Путина не будет. Это хорошо или плохо? В целом, хорошо, потому что всегда хорошо там, где Путина и России нет. Тогда есть шанс договориться на основе права, а не понятий. Однако, если речь идет именно о «нормандском формате», то без Путина плохо. Почему? Во-первых, без России это уже не «нормандский формат», это уже будет что-то другое – лучше или хуже, но другое. Этот формат возник как попытка мирным, то есть дипломатическим путем остановить российскую агрессию против Украины и вернуть под контроль Украины захваченные Россией территории украинского Донбасса. Россия в таком замысле – партнер, который – под определенным давлением, конечно, но в целом добровольно (!) – возвращает Украине ее земли. Сколько в таком «формате» реализма, а сколько иллюзий – это уже другой вопрос.

Во-вторых, если Путина нет, тогда о чем говорить между собой другим трем лидерам? Согласовывать общую позицию, в частности в вопросе миротворцев ООН? А разве с этим раньше были проблемы? Расхождения были между Россией и другими, включая Украину. Тогда, возможно, будут договариваться, как совместными усилиями заставить Россию, в конце концов, уступить? Ой, как хочется, чтобы именно так и было, но, к сожалению, договариваться о качественно новых санкциях против России Париж и Берлин должны с Вашингтоном, а не с Киевом. Мы как раз не против, а вот по остальным, особенно по Берлину и Парижу, есть серьезные сомнения. Сейчас, надо признать, о качественно новых экономических санкциях против России речь не идет, во всяком случае это не вопрос для «нормандского формата».

Россия, кстати, очень спокойно отнеслась к возможной встрече в Аахене. Источник «Коммерсанта» в МИД РФ отметил, что вопрос миротворцев решается в Совете Безопасности ООН. Это почти откровенное заявление: встречайтесь, обсуждайте, что хотите, но без России или вопреки России все равно ничего не решится. Что ж, к сожалению, это правда.

Из всего этого следует неприятный вывод: если анонсированный «Коммерсантом» саммит в Аахене таки состоится, то, очень вероятно, там речь пойдет о том, чем Украина может еще поступиться, чтобы Россия что-то сделала в рамках «минского процесса», к примеру согласилась начать переговоры о возможности допуска будущей миротворческой миссии ООН ко всему неконтролируемому Украиной отрезку украинско-российской границы. Или что-то подобное. Впрочем, трудно себе представить, чтобы Петр Порошенко мог согласиться на нечто большее, чем на то, на что Украина уже согласилась ранее.

С Путиным у «нормандского формата» не получилось успешной работы, без него – тоже не получится. Сколько уже раз сказано, что уговорами агрессора не перевоспитать. Между тем, на Западе, особенно в Европе, еще остается очень много наивности в отношении России, там еще очень многие политики и разномастные эксперты-политологи считают, что Россию еще можно уговорить опомниться, что ее можно убедить, апеллируя к здравому смыслу, выгодам международного сотрудничества, идеям гуманизма и правам человека. Стоит лишь немного ей уступить, чтобы Путин мог «сохранить лицо». И пока эта наивность не исчезнет, мы обречены «толочь воду в ступе», в том числе на саммитах высокого уровня каких угодно «форматов».


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим