Бывшая летчица и пока еще нардеп Надежда Савченко даже после снятия с нее депутатского иммунитета и посадки в изолятор СБУ все еще верит, что остается на взлете и сама ведет свою политическую игру, которую ожидает скорый и непременный успех, – пишет Олег Полищук для Деловой столицы. – Хотя если исходить не с точки зрения аллюзий и парадоксов сюрреализма, так внезапно полюбившегося нашей героине, а сугубо рационально, то в двух из трех наиболее вероятных сценариях развития сюжета ее перспектива – быть абсолютно ведомой во время собственного стремительного пикирования. Начавшегося, кстати, практически сразу после триумфального освобождения Савченко из путинского плена.
Вождь «протывсихов»
Как только Верховная Рада удовлетворила все три представления Генпрокуратуры относительно нардепа Савченко, в том числе и дала согласие на ее арест, отдельные эксперты стали прогнозировать рестарт политической звезды Надежды Викторовны, вновь оказавшейся за решеткой. Мол, в Украине традиционно всегда сочувствуют арестованным политикам, громкие уголовные дела в отношении которых, по еще одной устоявшейся у нас традиции, обязательно разваливаются. Плюс идея «расстрелять весь парламент» якобы достаточно популярна в народе.
Поэтому из этого следует глобальный вывод: власть своими действиями в отношении Савченко лишь способствует ее превращению в некую предводительницу тех, кто недоволен нынешним составом украинского политикума – как в провластном, так и в оппозиционном его сегменте. То есть речь идет о рождении такого себе вождя «протывсихов», к которым причисляют всех неопределившихся со своим электоральным выбором, а их, по последним соцопросам, до 40% среди всех украинцев.
Впрочем, в этом логическом ряду есть несколько существенных противоречий. Во-первых, абсолютное большинство неопределившихся обычно определяются уже во время активной фазы любой предвыборной гонки (а она, напомним, начнется ближе к концу года), при этом делают это в пользу кого-то из ее лидеров. Остальные же просто уходят в пассив, вообще отказываясь участвовать в выборах.
Во-вторых, даже самые активные «протывсихи» преимущественно не склонны к радикализму, а тем более к поддержке того ультранасилия, что, собственно, и предлагает Савченко своей «сюрреалистической провокацией». В чем украинские правоохранители весьма обоснованно усмотрели планирование и организацию банального теракта в правительственном квартале Киева с целью массового убийства всего руководства Украины и, как следствие, насильственного свержения конституционного строя страны.
Наконец, бывшая узница Путина №1 еще в 2016-м свалилась с пьедестала народной героини за считанные месяцы именно потому, что пыталась втянуть за собой в «черную дыру» любое доверие украинцев к институтам государственности, откровенно работая на идею фикс Кремля — делегитимизацию всех ветвей нынешней украинской власти. Однако до сих пор такая работа Савченко на ФСБ то ли «в темную», то ли на «ставке спецагента» (данная дилемма важна разве что для бухгалтерии Лубянки, не более того) вряд ли была успешной, что, кстати, легко читалось между строк актуальных социологических исследований.
Главный «доктор Зло»
Всего за полгода после выхода из кремлевского заточения в мае 2016 г. президентский рейтинг Героя Украины с претенциозных 10% обвалился в пять раз. И это только благодаря целому ряду одиозных заявлений и улыбкам главарям «ДНР» и «ЛНР». Перед нынешним обвинением Савченко в терроризме показатели ее электоральной популярности были и вовсе ниже 1%, так что говорить серьезно о каких-либо ее политических перспективах не было уже никаких оснований.
Тем более что любые попытки исключенного из «Батьківщини» нардепа сколотить собственный партийный проект, прикрываясь пресловутой «народной дипломатией» по освобождению украинских пленных из ОРДЛО, закончились полным провалом. А из всех знакомых лиц в ее окружении осталась только родная сестра Вера да бывший представитель медведчуковского «Украинского выбора» Владимир Рубан – второй после Савченко главный подозреваемый в теперешнем деле о подготовке государственного переворота.
Сейчас власть рапортует о том, что обезвреживание террористического тандема Савченко-Рубан является чуть ли не самой успешной спецоперацией СБУ за все годы независимости, создавая им обеим образ главных врагов Украины. Однако данное их позиционирование в стиле «доктора Зло» несколько недальновидно – антигерои бывают даже популярнее определенных героев.
К тому же для всех очевидно главенствующее положение Путина в виде основного бенефициара от той ситуации, в которой ныне оказалась Савченко, являющаяся в руках хозяина Кремля либо рядовым исполнителем, либо «полезным идиотом». И последняя формулировка выглядит в глазах украинского социума более достоверной, причем как в прямом, так и в переносном смысле слова «идиот».
Более того, от версии обыкновенного сумасшествия «Нади-бомбистки» выигрывают в стране все – власть, и оппозиция, и общество, которые вместе все же понимают, что не все так плохо в нашем доме. Поддерживать Савченко из-за «вредных» ассоциаций откажутся даже маргинальные «городские сумасшедшие», ведь всем известно, что ни один реальный дурак себя таковым не считает. Зато в роли посмешища перед всем светом окажется Путин с его бравыми чекистами, которые даже перевороты пытаются организовывать с помощью откровенных шутов гороховых.
Спойлер на все руки
Сразу после снятия с Савченко депутатского иммунитета в парламентском зале к ней тут же подбежали засвидетельствовать свой «респект и уважуху» Шуфрич с Мураевым, нынче представляющие прокремлевскую партию «За жизнь», а также Добкин, который в последнее время явно склоняется к этим путинско-медведчуковским «жизнелюбам». Посему многие спрогнозировали, что в будущем партийном списке Рабиновича Савченко станет именно «его Надеждой».
Впрочем, такая ставка вряд ли сработает для пророссийской части украинских избирателей по одной простой причине. Потенциальным электоральным ядром Савченко являлись как раз горячие сторонники Майдана и непримиримые противники Кремля. А вот для «ватной» публики она как была, так и остается «укроповским карателем» благодаря многолетнему выстраиванию этого имиджа российской пропагандой, особенно близкой их сердцу.
Таким образом, ее «развод с кровавой хунтой» воспринимается не в плюс Савченко, которой в дополнительный антибонус идет также ее явная социопатия и нездоровая склонность «всех подорвать и расстрелять», а в общий минус обеих участников данного «бракоразводного процесса». Одним словом, более-менее эффективно Россия и ее пятая колона в Украине может использовать Савченко только деструктивно – не за себя, а против украинской власти. То есть в качестве рядового спойлера (от англ. spoil – «портить», «мешать»), убивающего чужой рейтинг.
Между прочим, именно для выполнения сугубо технических спойлерских функций нынешняя нардеп-арестантка может вполне стать кандидатом в президенты в 2019 г., если, конечно, судебные заседания по ее делу зависнут до того времени. При этом Савченко в этой ипостаси имеет шанс оказаться «мастером на все руки», оказывая свои специфические услуги по тиражированию черного пиара, в том числе, и для Юлии Тимошенко, и для Петра Порошенко. Тем более что политтехнологи двух главных соперников грядущей президентской гонки уже весьма оперативно начали пользоваться длинным языком Надежды Викторовны исключительно в предвыборных интересах своих кампаний по взаимным имиджевым ударам.