вівторок, 16 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Почему сейчас: Украина удивила разрывом знакового договора с Путиным Решение Кабмина юридически оформило статус-кво в экономических отношениях с Россией

Украина вышла из программы экономического сотрудничества с Россией, которая была подписана в 2011 году. Отношения двух стран после аннексии Крыма и начала войны на Донбассе существенно ухудшились, что сказалось и на двусторонней торговле. Вместе с тем, экономические связи между Киевом и Москвой сохраняются. Какими могут быть последствия решения украинских властей и почему эксперты удивляются, что оно было принято только сейчас, пишет Виктор Авдеенко для Апострофа.

Украина в одностороннем порядке прекратила действие программы экономического сотрудничества с Россией на 2011-2020 годы. Соответствующее решение было принято на заседании Кабинета министров 21 марта.

Программа экономического сотрудничества между Украиной и РФ была подписана 7 июня 2011 года. Свои автографы под документом поставили тогдашние премьер-министры двух стран Николай Азаров и Владимир Путин.

Согласно программе, основными направлениями сотрудничества должны были стать: совершенствование режима свободной торговли товарами и защиты прав инвесторов, формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций, обеспечение свободного передвижения граждан, сотрудничество в сфере технического регулирования, инноваций и научных исследований, приграничное и межрегиональное сотрудничество, военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области конкурентной политики. Приоритетными сферами сотрудничества были определены: углеводородная, ядерная и электроэнергетика, авиационная и космическая промышленность, судостроение, агропромышленный комплекс, транспорт и логистика, курортно-рекреационный комплекс.

Страны также ставили задачу существенно увеличить двусторонний товарооборот – в среднем он должен был расти на 10-15% в год.

Гибридная торговля

Экономические отношения между Украиной и Россией обострились вслед за политическими в 2014 году – после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на Донбассе.

Однако еще в 2013 году, когда президентом Украины был Виктор Янукович, между странами вспыхнула настоящая «торговая война», по сравнению с которой все предшествующие ей экономические конфликты выглядели как детские шалости. Летом 2013-го Россия начала блокировать на своих границах весь украинский экспорт. Вызвано это было приближением подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом, в связи с чем РФ решила «защищать свой рынок» от продукции европейских поставщиков, которая благодаря льготному режиму могла бы попадать в эту страну с украинской территории.

На самом деле это была демонстрация того, что ждет Украину, если она все-таки решит подписать с Евросоюзом соглашение о ЗСТ. Внушение подействовало, и Янукович, прибыв на ноябрьский саммит ЕС в Вильнюсе, отказался подписывать договор, несмотря на настойчивые увещевания со стороны немецкого канцлера Ангелы Меркель (хотя, возможно, Янукович действовал в большей мере под влиянием аргументов неэкономического характера, но об этом доподлинно все еще неизвестно).

После смены власти в Украине соглашение о ЗСТ с Евросоюзом, которое является частью более широкого Соглашения об ассоциации, было все-таки подписано – это произошло 27 июня 2014 года. При этом торгово-экономические отношения с Россией предсказуемо ухудшались. Так, по итогам 2014 года товарооборот между двумя странами упал на 43%. В последующие годы объемы торговли продолжали сокращаться. В 2016 году по сравнению с 2013-м товарооборот обвалился почти в пять раз.

Однако между Киевом и Москвой на сегодня сохраняются экономические отношения. Несмотря на то, что Украина с ноября 2015 года не покупает у РФ газ, при этом, в нарушение вердикта Стокгольмского арбитража, Россия отказалась поставлять газ в нашу страну в 2018-2019 годах, продолжается газовый транзит в Европу, оформленный контрактом государственных компаний НАК «Нафтогаз Украины» и «Газпром». Кроме того, украинский «Энергоатом» покупает у российского ТВЭЛ ядерное топливо, хотя поставки из РФ все больше сокращаются в пользу американского топлива Westinghouse. Также из России осуществляются поставки угля, нефтепродуктов, автогаза, однако этим занимаются не государственные, а частные компании.

Кстати, в 2017 году товарооборот между странами даже несколько вырос – в январе-ноябре 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года он увеличился на 28,6%.

Следует также отметить, что достаточно значительная часть торговли осуществляется через третьи страны. Это, в первую очередь, касается санкционной продукции.

На разрыв

Директор экономических программ аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолий Амелин считает выход Украины из программы сотрудничества с РФ «логичным шагом вследствие ухудшения политических взаимоотношений между двумя странами».

При этом эксперт отметил, что в последние годы как Украина, так и Россия, двигались в направления ослабления двусторонних связей, которые создавались еще во времена общего советского прошлого.

«В Советском Союзе были достаточно тесные цепочки взаимодействия между различными предприятиями. Сейчас Россия уже предприняла достаточно много шагов, чтобы быть максимально независимой от украинской продукции», – сказал Амелин.

По его словам, Украина предпринимает аналогичные шаги. «В частности, мы полностью разорвали цепочку ВПК. Российский газ мы покупаем через европейские хабы и, в принципе, покупаем не только российский, но и европейский газ – мы идем по этому пути», – сказал специалист.

Исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко считает действия украинских властей по выходу из программы сотрудничества с РФ «политическим решением».

При этом эксперт удивлен, что оно не было принято раньше. «А почему сейчас? Почему в 2018 году, а не в 2014-м или в 2015-м? Что поменялось экономически?», – сказал он.

Хуже не будет

Экс-министр экономики Украины Виктор Суслов в комментарии подчеркнул, что программа экономического сотрудничества с РФ затрагивала вопросы межгосударственного взаимодействия. «А большая часть наших экономических отношений, в том числе и торговых, проводится не на межгосударственной основе, а силами частного бизнеса», – отметил он.

Что касается таких сфер, как газ и ядерное топливо, то, несмотря на то, что эти вопросы находятся в ведении государственных компаний, они регулируются отдельными соглашениями, «поэтому на данном этапе не будут затронуты».

В связи с этим, по словам Суслова, неверно говорить о полном разрыве торгово-экономических отношений между Украиной и Россией. «Есть прекращение действия программы. Но, если дальше разбираться, то выясняется, что большая часть положений этой программы уже неактуальна – действие по многим направлениям этого соглашения уже было прекращено», – пояснил эксперт.

По его словам, это, в первую очередь, касается промышленной кооперации, сотрудничества в сфере ВПК. «Украина, начиная с 2014 года, приняла ряд решений, которыми были прекращены торгово-экономические связи в части поставок продукции военного и двойного назначения – это значительная часть программы. Кроме того, программа предусматривала развитие сотрудничества в рамках зоны свободной торговли СНГ, в частности, между Украиной и Россией. Но режим свободной торговли был прекращен российской стороной в конце 2015 года. Поэтому то, что сегодня остановлено действие этой программы, это, фактически, юридическое оформление той ситуации, которая уже сложилась, и это не будет иметь дальнейших тяжелых последствий для украинской экономики, равно как и для российской», – заявил Виктор Суслов.

Риски и вызовы

С этим согласен Олег Устенко. «Все плохое, что могло произойти, уже произошло. Уже не продается продукция украинского машиностроения на территории Российской Федерации, а это в годовом измерении в деньгах 2013 года – около $10 млрд, а в нынешнем измерении – 10% нашего ВВП. Есть проблемы с продажей других видов немашиностроительной продукции, даже сырьевой, которую мы раньше продавали в Россию», – пояснил эксперт.

При этом, по его словам, украинский экспорт в целом, не только в РФ, с 2013 года заметно упал, и это – «тревожный сигнал». «Если в 2013 году объем нашего экспорта составлял почти $90 млрд, то в 2018 году он даже не дотягивает до $50 млрд», – отметил Устенко. Он также обратил внимание на то, что Украина пока так и не смогла компенсировать потери экспорта в РФ за счет увеличения поставок в Европейский Союз.

Вместе с тем, по словам специалиста, в будущем решение украинского правительства о прекращении действия программы экономического сотрудничества с РФ «не будет иметь каких-то серьезных экономических последствий».

Анатолий Амелин также не видит каких-либо серьезных рисков, однако не исключает некоторых сложностей и вызовов на отдельных направлениях экономического сотрудничества двух стран, которые до сих пор сохраняются.

В целом же, считает эксперт, данный шаг будет только способствовать дальнейшему сокращению зависимости Украины от России и ее рынка.

«Были связи, которые давно разорваны, Россия является достаточно крупным внешнеэкономическим партнером для Украины, но есть напряжение в отношениях, соответственно, подобное политическое решение может стимулировать украинскую экономику к самодостаточности», – резюмировал Амелин.



Поділіться цим