п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Зачем Порошенко наказал две страны из Африки Решение президента ввести санкции против Южного Судана и Гвинеи-Бисау хорошо иллюстрирует внешнюю политику Украины

Президент Украины Петр Порошенко ввел специальные персональные экономические и другие ограничительные меры (санкции) в отношении двух африканских стран – Южного Судана и Гвинеи-Бисау. Конкретики нет ни в указе, ни в соответствующем решении СНБО от 17 марта 2018 г. «О применении персональных экономических и других ограничительных мер (санкций) согласно резолюций Совета безопасности ООН №2206 (2015 год) относительно Республики Южный Судан и Республики Гвинея-Бисау». Неизвестно, против кого и какие именно вводятся персональные санкции. Сообщается лишь, что обеспечивать их реализацию будут Кабмин и СБУ, пишет Владислав Гирман для Деловой столицы.

Если немного восстановить в памяти хронологию событий, связанных с этими странами, то полученный пазл выходит весьма увлекательным. И решение президента иллюстрирует внешнюю политику Украины и общие геополитические процессы, в которые вовлечена наша страна. По причине противостояния с Россией и не только.

Условно разделим материал на две части.

Извините за Южный Судан

Как Украина может быть связана с этой африканской страной, страдающей от военного конфликта?

После июльской «резни в Джубе» (2016 г.) Запад обратил внимание на поставки оружия в Южный Судан. Позднее, в ноябре, в том же году появляется публикация Анны Немцовой в The Daily Beast об украинском оружии в Южном Судане. О том, как генерал-лейтенант Николай Рябец, возглавивший совет директоров компании «Небо Украины» и поставлявший советские ПВО в страны третьего мира, пострадал от деятельности россиянина Магомеда Эрзанукаева (Марка Голдманна), который втерся в доверие и стал агентом украинской компании. Он предлагал оружие в обмен на сырую нефть. Но Рябец заверяет, что никаких сделок Голдманном-Эрзанукаевым заключено не было. Что не помешало Украине вляпаться в скандал и вызвать возмущение западных партнеров.

Спустя год международная организация Amnesty International напомнила в докладе о незаконных поставках оружия в африканскую страну. По ее данным, «Укринмаш» подписал контракт с ОАЭ на поставку тысяч единиц пулеметов, минометов, РПГ и миллионов боеприпасов в Южный Судан. И организация посоветовала Украине «как можно скорее ратифицировать Международный договор о торговле оружием». 15 марта уже этого года Совбез ООН единогласно поддержал продление на год миротворческой миссии в Южном Судане и прямым текстом пообещал санкции всем тем, кто «подрывают мир, стабильность и безопасность в Южном Судане». Заявив также о планах ввести эмбарго на поставки оружия в африканское государство.

Поэтому решение президента и СНБО о введении санкций выглядит своего рода извинением. Киев посыпал голову пеплом за прошлые прегрешения. Учитывая, что на фоне продления мандата миссии ООН в Южном Судане идет активное обсуждение введения «голубых касок» на Донбасс.

По маршруту из Южной Америки в Европу

Переходим ко второму фигуранту президентского указа. С Гвинеей-Бисау все еще занятнее. Это бывшая колония. Португальцы высадились там в 1446 г., а во второй половине прошлого века там, как и во многих африканских странах, вспыхнула череда восстаний против власти португальцев, пусть и превративших в 1951 г. страну из колонии в заморскую территорию с соответствующим предоставлением ряда прав местным жителям. Движение за независимость в руках под эгидой марксистской Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде началось в 1960-х, а закончилось их окончательной победой в 1974 г. При этом повстанцам активно помогал СССР, поставлявший оружие, в том числе и ПЗРК, которыми сбивались португальские самолеты. Москва вовлекла в процесс и кубинских военных советников. Небольшое отступление: Иран своих военных в Сирии тоже именует «военными советниками», но мы-то знаем…

Кстати, страна входит в поле интересов Москвы в рамках африканской экспансии. В Гвинее-Бисау российская ГК «ГеоПроМайнинг» занимается извлечением и переработкой титаносодержащих песков.

С обретением независимости беды Гвинеи-Бисау не завершились. По сути, все эти годы страна переживает перманентный политический кризис, сопровождающийся переворотами, убийствами президентов и генералов. На сегодня это одно из беднейших государств мира. Основные (официальные) статьи доходов – сельское хозяйство (рис, кешью, кукуруза, бобовые) и рыболовство. Неофициальный – наркотрафик, прибыль от которого превышает годовой ВВП.

Гвинея-Бисау превратилась в крупнейший перевалочный пункт для поставок наркотиков из стран Южной Америки, прежде всего Колумбии, в Европу. Местные власти говорят, что ежегодно через страну проходит одна тонна кокаина. Однако, как пишет The Irish Times со ссылкой на высокопоставленного чиновника ООН в Гвинее-Бисау, речь идет на самом деле о 30 тоннах. Это космически огромный объем стоимостью более миллиарда долларов в зависимости от расценок в тех или иных странах.

Проблема наркотрафика давно тревожит западные профильные ведомства. В 2013 г. агенты Управления по борьбе с наркотиками (DEA, США) даже проводили там спецоперацию. Агенты представились членами колумбийской повстанческой армии FARC и смогли вывести на чистую воду экс-командующего ВМФ страны, вовлеченного в эти схемы. Но политическая нестабильность в целом не помогает борьбе с оборотом наркотиков. У Гвинеи-Бисау нет даже радарной системы (какая система, если столица практически не электрифицирована), которая помогла бы выявлять контрабандистов. Чтобы как-то исправить ситуацию, вмешались соседи. 2 февраля китайская «Жэньминь жибао» со ссылкой на «Синьхуа» (Пекин давно чувствует себя в Африке как дома) писала, что представители Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) ввели санкции против Гвинеи-Бисау в связи с невыполнением властями соглашения, подписанного в Конакри, столице Гвинеи, в октябре 2016 г. Оно должно было обеспечить формирование правительства и проведение досрочных парламентских выборов. Не сложилось, и ЭКОВАС выполнил обещание. Вопрос в том, испугаются ли коррумпированные власти, которые, вероятно, получают выгоду от незаконного бизнеса южноамериканских картелей и европейских мафиозных структур.

Итальянцы, албанцы и колумбийский «друг» Путина

Если Гвинея-Бисау – своего рода перевалочный пункт перед отправкой наркотиков в Европу, то кто же получатель и организатор? Как известно, главным поставщиком кокаина в Европе является калабрийская группировка Ндрангета из Италии, давно затмившая ту же Коза Ностру. Фактически это международная корпорация с многомиллиардными доходами, инвестициями в легальный и нелегальный бизнес во всех точках земного шара.

Как и всякая корпорация, Ндрангета заключает «соглашения»… У нее есть, судя по всему, свои люди и в Колумбии. Еще в 2014 г. стало известно о задержании колумбийской полицией члена группировки, испанца Эрменегильдо Вентуры Касаны и конфискации четырех тонн кокаина. По данным следствия, 52-летний на то время Касана был посредником между Ндрангетой и картелем «Энвигадо», базирующимся в Медельине. Именно в этом городе, напомним, построил свою империю наркобарон Пабло Эскобар, которому нынешний президент РФ Владимир Путин и «тамбовская» ОПГ якобы помогали отмывать деньги через компанию S.Peterburg Immobilien und Beteilgungen Aktiengesellshaft» (SPAG). Это еще один штрих, намекающий на связь колумбийских картелей, Ндрангеты и российских ОПГ, а может, и высокопоставленных чиновников. И таких ниточек можно насчитать немало.

К примеру, калабрийская «корпорация» сотрудничает не только с российскими ОПГ, но и в последнее время с наркогруппировками Кула, Абази, Борици и Брокай из Албании. Немецкий журнал Stern 4 февраля этого года опубликовал огромный материал из пролога и пяти частей о деятельности албанских кланов в Германии. Отмечается, что полицейские ФРГ, Швейцарии и Франции год «вели» одну такую группировку, занимающуюся героином в городе Леррах. Почти полтысячи копов участвовали в операции, и всю организацию задержали. Однако на их место оперативно из Албании прибыли новые «бойцы», и наркотики продолжили течь рекой. При этом, как писала в конце февраля Paris Match, Албания превратилась «в главный перекресток наркотиков Европы». За кланами 75% рынка марихуаны в Европе. Героин поступает из Афганистана через Турцию, а кокаин – из Южной Америки по морю, но не исключено, что суда с нелегальным грузом сперва заходят в Гвинею-Бисау. Ведь албанские ОПГ наладили контакт с колумбийцами. В чем, определенно, им могли помочь «старшие товарищи» из ндрангеты. Своеобразный аутсорсинг по-калабрийски, учитывая, что в этом году европейские правоохранители как-то оживились. Так, к примеру, итальянцы и немцы в январе задержали 169 членов ндрангеты, среди которых есть глава итальянской провинции Кротоне и три мэра.

Косово и политика

По данным местных, а также балканских СМИ, два албанских клана – Борици и Абази – в свою очередь, сотрудничают с группировками из Косово. То есть география наркобизнеса уже может включать одновременно и албанцев, и косоваров, и колумбийцев, и калабрийцев, и россиян, и Гвинею-Бисау. И вот очередная «ниточка».

Африканская страна вроде как признала, или ее «подставили», но премьер Умаро Сисоко Эмбало, не получивший одобрения оппозиции, 17 ноября во время визита в Белград клялся и божился перед Ивицей Дачичем, главой МИД дружественной России Сербии, что независимость Косово никто не признавал. Если Гвинея-Бисау на самом деле является звеном в наркотрафике из Латинской Америке в Европу, к которому причастны ндрангета и, возможно, российские ОПГ, то это объясняет попятный Эмбало. Во-первых, такая политика противоречит в целом российско-сербскому курсу. Во-вторых, она вредит бизнесу. Признай Гвинея-Бисау Косово, придется дипломатические отношения наладить, в перспективе возможны какие-то общие расследования деятельности наркогруппировок.

При чем здесь Украина

Украинские правоохранители в последнее время все теснее взаимодействуют с европейскими коллегами в контексте борьбы с международными каналами поставок наркотиков. Например, в декабре прошлого года СБУ сообщила, что совместно с нидерландскими коллегами удалось пресечь поставки кокаина из Латинской Америки в Украину через территорию ЕС. Полтавские «бизнесмены» заказывали кокаин в Южной Америке, привозили его в Европу, откуда ехали на родину. Одного из организаторов и курьера с 7 кг наркотика «повязали» в амстердамском аэропорту. И это не первый случай. В июне 2016 г. украинские пограничники помогли информацией голландцам, в результате чего в порту Роттердама на борту судна Carolina Star была арестована 160-килограммовая партия кокаина.

Так что украинские силовики явно осведомлены о «жизнедеятельности» зарубежного наркотрафика через европейские страны. И не исключено, что известна и роль вышеупомянутых незаконных структур, а также, собственно, Гвинеи-Бисау. Если все это звенья одной цепи, то указом Порошенко Украина вносит свою лепту в общее дело по ликвидации данного трансконтинентального и интернационального канала поставок наркотиков.



Поділіться цим