Результат расследования спецпрокурора США Роберта Мюллера о российском вмешательстве в президентские выборы и связи Трампа с Кремлем во многом зависит от Пола Манафорта. В прошлом году его с партнером по бизнесу Риком Гейтсом обвинили по 13 пунктам, среди которых было отмывание денег и заговор против США. И так сложилось, что денежные дела Манафорта напрямую связаны с Украиной, пишет Андрей Коваленко для Деловой столицы.
Недавно на Daily Beast вышла статья Анны Немцовой о том, как Украина замораживает свое расследование в этом деле. Манафорт с 2005-го работал с Виктором Януковичем, был его советником, консультировал Партию регионов. После бегства Януковича он помог экс-«регионалам» создать «Оппоблок» и пройти выборы 2014 и 2015гг. За свои услуги Манафорт получал немалые суммы. Более года назад Сергей Лещенко и НАБУ частично опубликовали «амбарную книгу» Партии регионов, согласно которой Манафорт получил более $12 млн наличными. Говорилось, что платили ему с офшорных счетов. Деньги он также уводил в офшоры. После этого Манафорт, который на то время возглавлял предвыборный штаб Трампа, поспешил уволиться.
Лещенко передал документы ФБР, и они, в том числе стали фундаментом для обвинений Мюллера против политтехнолога. В США проходят судебные слушания, Манафорт свою вину так и не признает. Хотя у следствия есть еще много козырей в рукаве. Сознался Рик Гейтс, который многое рассказал Мюллеру о делах своего шефа. Но для полноты картины необходимо, чтобы украинские прокуроры выполнили свою часть работы. Ведь Манафорт слишком много лет сотрудничал с «регионалами» и достаточно грязных денег заработал именно у нас.
НАБУ и САП от расследования по Манафорту отошли, его ведет начальник управления специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк. Он пожаловался Daily Beast, что в Украине дело Манафорта заморозили на четыре месяца. И расследование якобы постоянно переходит из рук в руки.
Для Мюллера такие новости не очень хорошие. Спецпрокурору очень нужна информация от Манафорта, ведь такой свидетель может в теории стать последним гвоздем в гроб политической карьеры Дональда Трампа. Додавить его может лишь серьезный компромат, особенно украинский. И неспешность нашего следствия, вероятно, и впрямь удивляет некоторых американских партнеров. Но тут стоит говорить о наших интересах в деле Манафорта.
Украинская власть вполне понимает, что без нашей работы Мюллер и компания не добьются желаемого результата по Трампу. Конечно, доказательств для посадки Манафорта в США более чем достаточно. Но они не заставят его сдать президента – главную мишень следствия. При сегодняшнем раскладе Манафорт сядет сам, не потянув за собой никого больше, отведя удар от Трампа и его окружения. И Пол вполне понимает, что если он продолжит молчать, то после переизбрания Трампа на второй срок в 2020-м, когда российское досье станет пустышкой, американский президент может ему помочь в ответ. Например, Манафорту дадут лет 20, а выпустят через восемь за хорошее поведение или выпустят после президентского помилования (если, конечно, позволят имиджевые соображения).
Как бы то ни было, если у Мюллера не будет серьезного компромата из Украины, Манафорт может и дальше не расколоться. А если наши следователи помогут, то придется заговорить, чтобы скостить срок.
Украина и лично Порошенко ведут свою игру. В Киеве, наконец, осознали, что во внешней политике можно играть не только в «нам все должны». Существует правило «услуга за услугу». Сегодня мы поможем вам, заморозив дело Манафорта, а завтра вы поможете нам. Речь, конечно же, об отношениях с властью США и командой лично Трампа. Учитывая то, что новый глава Госдепа Майк Помпео, возглавлявший до этого ЦРУ, близко работает как с Порошенко, так и с главой СБУ Грицаком и министром иностранных дел Климкиным, диалог с американцами налажен хорошо. Интересы также совпадают. Помпео близок к Трампу и смотрит на многие внешнеполитические вещи как и сам президент.
Это касается как Ирана с КНДР, так и дела о российском вмешательстве. Помпео не раз говорил, что россияне не повлияли на окончательный результат выборов. Украине, грубо говоря, наплевать на спецпрокурора Мюллера с его следствием, если за дружбу и помощь Трампу можно будет получить свою выгоду. Это может быть как помощь оружием, поддержанием внутренней стабильности и даже лоббирование нашей позиции в переговорах с МВФ, который зависим от США. Или за нашу помощь мы получим виртуальный чек на будущую услугу, когда придет время.
Затягивание дела Манафорта – лучшее, что могла сделать Украина для улучшения отношений с США сегодня (в порядке бреда: учитывая любовь нынешнего американского президента к «большим сделкам», чтобы развить успех, можно предложить строительство Trump Tower в Мариуполе. Хороший такой сигнал Путину, туристы тоже будут довольны. И попробуйте после этого стрелять по городу). Мюллер в российском деле имеет признания экс-советников Трампа Джоржа Пападопулоса и Майкла Флинна, а также упомянутого партнера Манафорта Рика Гейтса. Кроме них, есть еще юрист Алекс ван дер Зван, помогавший Манафорту с Гейтсом написать отчет по «посадке» Тимошенко для западной публики, описывая, почему она не была политической. А еще 13 россиян включительно с Пригожиным, три российские компании с «троллями» и воришка личных данных Ричард Пинедо.
Добраться до Трампа с таким пакетом без Украины не получится. Что будет, если Трамп проиграет на выборах условному Байдену, и будут ли потом демократы играть против нас из-за позиции по Манафорту, пока не важно. Сейчас нужно получить максимум от шанса, и украинское руководство, похоже, этим и занимается.