п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Кто против Порошенко: Украинские политики разделились на пять лагерей Как власть и ее оппоненты будут бороться за кресло президента и Верховную Раду

Действующая власть в лице президента Украины Петра Порошенко и его политической силы пользуется симпатиями около 10-12% избирателей, тогда как электоральное поле, на котором играет один из основных оппонентов главы государства Юлия Тимошенко, насчитывает около 20%. В целом же накануне выборов политическое поле Украины разделилось на пять условных «лагерей»-ниш. Как власть и ее оппоненты будут бороться за кресло президента и Верховную Раду, пишет эксперт Международного центра перспективных исследований Игорь Петренко для Апострофа.

Электоральное поле Украины после Революции Достоинства претерпело значительные изменения. За год до президентских и парламентских выборов, которые запланированы на весну и осень 2019 года соответственно, сохраняются региональные различия в избирательных симпатиях. Провластная ниша сейчас насчитывает около 12% и значительно уступает левому, условно «пророссийскому» и даже либерально-демократическому электоратам. Поэтому на предстоящих выборах многое зависит от того, как поведет себя власть.

Ключевыми при определении главных электоральных ниш являются политико-экономические и социокультурные параметры распределения электорального поля. И наиболее удачным кажется разделение электорального поля на пять ниш.

Первая ниша – провластный электорат. Согласно экспертной оценке, основанной на анализе различных социологических данных, речь идет об ориентировочно 10-12% избирателей.

В украинской политике традиционно существуют группа избирателей, которые всегда поддерживают власть, а также элемент использования административного ресурса в пользу провластного кандидата или политической силы. В украинской новейшей истории много примеров политических сил, которые играли на феномене провластного электората – от хорошо известного блока «За ЕдУ» до «Нашей Украины» или Партии регионов. Несмотря на разные идеологии или их отсутствие, политики в этих силах были объединены одной целью – остаться у власти и активно использовать доступ к ресурсам.

Сейчас такой провластной партией является «Блок Петра Порошенко», а кандидатом на пост президента, скорее всего, будет действующий президент. Вместе с тем, быстрое уменьшение поддержки Петра Порошенко в украинском обществе, рост уровня недовольства им, наличие все большего объема компромата и скандалов вокруг него, рост негативного отношения к нему со стороны западных партнеров могут сыграть важную роль в принятии им решения о перевыборах.

В случае, если сам Порошенко поймет проблематичность своего переизбрания – или на него будет осуществлено эффективное давление со стороны западных партнеров – властный лагерь может быть представлен другим лицом. Речь идет о генпрокуроре Юрии Луценко. По многочисленным политическим слухам, у действующего президента есть «понятийная договоренность» о поддержке кандидатуры Луценко на пост президента после завершения своей политической карьеры.

Другими такими потенциальными кандидатами от провластного лагеря могут быть первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко или киевский мэр Виталий Кличко. Однако вероятность того, что Порошенко не пойдет на следующие выборы, низка. Как и высока вероятность организации его политтехнологами вроде Игоря Грынива нескольких «спецопераций» по избранию Порошенко, как это было после Майдана, когда в информационное пространство были вброшены несколько мифов и легенд, которые базировались на полуправде или лжи, но обеспечили поддержку Порошенко со стороны шокированного Майданом и российской агрессией общества. Это могут быть как референдум о вступлении в ЕС/НАТО, раздробление избирательного поля конкурентов большим количеством кандидатов, так и объявление досрочных парламентских выборов.

Вторая ниша – левый/патерналистский электорат. На сегодняшний день эта ниша фактически сконцентрирована вокруг фигуры Юлии Тимошенко и составляет 20-22% избирателей. Альтернативные кандидаты на левый электорат – по названию либо по риторике – особой угрозы Тимошенко не несут.

Самыми большими конкурентами на этом избирательном поле для Тимошенко и ее политической силы являются популисты вроде Олега Ляшко и его политической силы. Дискредитационные кампании в отношении Тимошенко не несут ей серьезной угрозы. Однако и потенциал значительного роста ее поддержки за пределами этой электоральной ниши является низким.

Следующая ниша – правый электорат. Обычно эта ниша насчитывает около 10%, однако на следующих выборах возможны колебания от 8 до 12% в зависимости от ряда обстоятельств.

Этот сегмент избирательного поля будет в следующем году переполнен игроками от традиционной «Свободы» и ее лидера Олега Тягнибока, новых сил вроде «Нацкорпуса» Андрея Билецкого или Дмитрия Яроша, который и дальше ассоциируется с «Правым сектором», до олигархических проектов вроде партии «УКРОП» или наследников нынешнего «Народного фронта». Однако, на президентских выборах за этот электорат также будут бороться ряд новых политиков, которые в своей риторике или действиях будут апеллировать к патриотическим настроениям общества. Это могут быть как представители нынешней «Самопомочи» вроде Оксаны Сыроид, Семена Семенченко или Егора Соболева, так и несистемные игроки.

Ключевой задачей политиков в этой электоральной нише станет объединение и выдвижение одного кандидата от правых. Задача очень сложная, однако участие в выборах даже нынешнего перечня кандидатов будет еще более фрагментировать эту избирательную нишу и ослаблять правых во взаимной конкуренции.

Бело-синий консервативный или условно «пророссийский» электорат – это четвертая ниша, которая значительно уменьшилась после аннексии Крыма и начала войны на Востоке. Эта ниша недосчитается как минимум до 5 миллионов избирателей или даже больше. Однако, даже при самом плохом раскладе, этот электорат будет насчитывать не менее 16-18, а то и 20% избирательного поля.

Среди политических сил на этом избирательном поле ключевую роль отводят «Оппозиционному блоку» или его наследникам, партиям «За життя» и «Основа». Среди политиков особое внимание вызывают Юрий Бойко, которого многие эксперты считают самым удобным спарринг-партнером для действующего президента во втором туре выборов, Сергей Тарута, Вадим Новинский. Спойлером на этом фланге бесспорно выступает Вадим Рабинович.

Как и в случае с правыми, ключевым вызовом для политиков, конкурирующих за эту избирательную нишу, является консолидация вокруг одного-двух политиков или политических платформ, а также выдвижение обновленной идеологической концепции, совместимой с новейшими вызовами.

И пятая ниша – либерально-демократический лагерь, который всегда насчитывал 15-20% электорального поля.

На предстоящих выборах к данному лагерю можно отнести и тех, кто разочаровались во всех представителях нынешней политической элиты и ждут новое лицо во главе украинского государства. То есть, эта ниша может достичь 25-30% избирательного поля, и именно позиция избирателя из данной части электоральной ниши определит судьбу победителя президентской гонки.

Именно на этом поле сейчас происходят интересные объединительные процессы и потенциально может появиться политик, который станет альтернативой представителям олигархических политических партий и союзов.

Среди политиков, которые могли бы представлять эту часть избирательного спектра, следует отметить наиболее рейтингового из них – Анатолия Гриценко. Также сюда можно отнести и львовского мэра Андрея Садового, хотя есть серьезные сомнения как насчет его желания идти на выборы, так и относительно политической ниши, которую он и его политическая сила выберут. Это может быть либеральная или правая, то есть националистическая ниша. Кроме того, выразителем настроений части либерально-демократического лагеря может стать и Сергей Тарута.

Отметим, что также существуют другие индикаторы электоральной идентификации. Распределение избирателей возможно и по признакам геополитического выбора, отношения к путям решения вопроса войны и мира, борьбы или игнорирования проблемы коррупции, экономического популизма или прагматизма и тому подобное. Но, по нашему мнению, процессы консолидации или «внутривидовой борьбы» будут продолжаться именно в рамках данных электоральных ниш.

«Межнишевые» союзы возможны только на более позднем этапе политической борьбы. Например, после первого тура президентских выборов или в процессе формирования коалиции после выборов в парламент. На нынешнем этапе и до первого тура президентских выборов «межнишевые» союзы не представляют добавленной стоимости для нынешних участников избирательного процесса.



Поділіться цим