середа, 24 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Выборы в Каталонии: Автономия наносит ответный удар «Блицкриг» Мадриду явно не удался… Похоже, ситуация медленно, но неуклонно скатывается к «стенка на стенку»

21 декабря, когда состоялись досрочные выборы в парламент Каталонии – автономного региона Испании, – должно было стать днем окончательного урегулирования политического кризиса, возникшего в этой стране в связи с попыткой провозглашения в октябре государственной независимости Каталонии от Испании. Так себе думало правительство Испании, такое предсказывали практически все эксперты и политические аналитики. Они рассчитывали, что сторонники независимости выборы проиграют, а следовательно проблему «сепаратизма» можно будет считать преодоленной.

Но не так случилось, как думалось. Три политические партии (союз партий), которые выступают за отделение Каталонии от Испании, совокупно получат 70 депутатских мандатов в 135-местном региональном парламенте. И хотя в предыдущем составе парламента эти же силы имели больше – 72 мандата, потеря этих двух мест в данном случае ничего не меняет. Главное – сторонники независимости снова имеют абсолютное большинство.

Но на чем основывались прогнозы об их неминуемом поражении?

Во-первых. Испанское правительство быстро и жестко отреагировало и на проведение в Каталонии 1 октября референдума, и в отношении членов регионального правительства, которые этот референдум проводили и поддерживали. Испанская полиция, устранив каталонскую полицию, помешала нормальному проведению референдума, изъяв значительное количество бюллетеней и урн для голосования, а затем мешая самому голосованию на части избирательных участков. Чем, разумеется, поставила под сомнение корректность объявленных правительством Каталонии итогов голосования. То, что в референдуме 1 октября приняло участие только чуть более 40% избирателей, является немалой «заслугой» испанской полиции.

Далее, против каталонских политиков, которые активно отстаивали независимость, были применены прямые репрессии – арест и обвинения по уголовным статьям. Глава каталонского правительства Карлес Пучдемон был вынужден бежать из страны и довольствоваться тем, что Бельгия не выдала его правоохранителям Испании. Каталонские правительство и парламент были распущены, и в регионе было введено прямое правление из Мадрида. То есть, как итог, жесткие действия Испании оказались неожиданными для многих сторонников независимости, они надеялись, что обретение независимости пройдет спокойно, без применения силы и значительных потрясений. И поскольку такого не произошло, то испанцы могли рассчитывать на испуг и, соответственно, отказ от борьбы за независимость многих каталонцев.

Во-вторых. Сторонники независимости очень рассчитывали на поддержку Евросоюза. Или хотя бы на его нейтралитет. Бороться с Мадридом – это одно, а бороться со всей Европой – это совсем другое. Кроме того, абсолютное большинство сторонников независимости вовсе не собиралось терять те экономические и социальные преимущества, которые дает членство в объединенной Европе, и лидеры движения за независимость постоянно подчеркивали о желании будущей независимой Каталонии быть частью этой Европы. Однозначное осуждение Евросоюзом движения за независимость было, безусловно, сильным ударом по каталонцам.

В-третьих. Только попытка обрести независимость путем демократического референдума вызвала угрозу значительных экономических потерь для региона из-за опасений бизнеса вести здесь дела. Испанские, да и не только испанские, фирмы начали закрывать свои офисы из Барселоны и других городов Каталонии. Одним словом, каталонцам дали ясно понять, что их ждут серьезные экономические потрясения, если они и дальше будут настаивать на независимости.

Все это отнюдь не мелочные факторы, но они почему-то не сработали. На досрочные выборы пришло рекордное количество каталонцев – почти 82%. Легитимность выборов – вне всякого сомнения, и дали они победу сторонникам независимости. Их не остановили ни перспектива экономических проблем, ни перспектива затяжного силового противостояния с Испанией, к тому же поддержанного всей Европой.

Итак, покончить с каталонским «сепаратизмом» новыми выборами Мадриду не удалось. Оказалось, что каталонцы люди упрямые и продолжают считать себя отдельной нацией, право на самоопределение которой – святое дело. Что дальше?

Конечно, теперь уже Мадрид не сдастся и будет проявлять упрямство и настойчивость в достижении своей цели. По закону, после формирования нового правительства автономии по итогам досрочных выборов прямое управление регионом из Мадрида завершается, а это новое правительство почти наверняка сформируют партии, которые отстаивают независимость. «Блицкриг» Мадриду явно не удался. Получается, все сначала? Не хочется, что называется, «каркать», но, похоже, ситуация медленно, но неуклонно скатывается к «стенка на стенку». И чем все это закончится в демократической и толерантной Европе – уже никто точно не скажет.


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим