п'ятниця, 29 березня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сюрприз для Путина: Новые санкции США под выборы в России В феврале «безальтернативного» кандидата от Кремля ожидает неутешительный подарок

Одно из наиболее уязвимых мест для политической партии или кандидата на высшую должность в стране – это избирательная кампания. В России выборы президента назначены на 18 марта следующего года. Впрочем, в феврале американская администрация должна пополнить «черный список» новыми фамилиями и компаниями, среди которых рискуют оказаться фигуранты из близкого окружения Владимира Путина. Причиной всему – подписанный Трампом закон с санкциями против трех стран, в том числе России, которых открыто называют «противниками Америки».

Поворотный момент

Устойчивое стремление президента Трампа сблизиться с Россией не поддерживается даже его ближайшим окружением в Белом доме, а также – руководством Госдепартамента и Пентагона. Не говоря уже о Конгрессе, который еще несколько месяцев назад утвердил закон H. R. 3364 «Акт о противодействии противникам Америки путем введения санкций» (CAATSA). Американский президент был вынужден его подписать, поскольку почти единодушная поддержка в обеих палатах Конгресса не оставляла шансов вернуть законопроект на переголосование.

Чем важен этот закон? Без преувеличения можно сказать, что именно он стал «поворотным моментом» в современных отношениях США и России. После того, как американский Конгресс его утвердил, в российской Госдуме долго возмущались и не могли понять, как парламент вообще может ослушаться президента?

Конгресс США

Конечно, понимание демократии в России и в Соединенных Штатах кардинально разнится, но здесь важно объяснить одну особенность. Раньше санкции Вашингтона против РФ, связанные с ее внешней агрессией, вводились президентскими указами. Обычно они действуют ровно год и теряют силу, если президент их не продолжает новым распоряжением. Санкции же, прописанные в законе от Конгресса, не нуждаются в процедуре продления. Чтобы их снять, нужна не менее сложная законодательная волокита, благодаря чему они остаются актуальными на десятилетия. В качестве примера достаточно вспомнить поправку Джексона-Вэника от 1974 года к Закону о торговле. Она значительно усложняла торговые операции для СССР, и была снята с РФ только в 2012 году – через 38 лет после введения в действие.

Кроме введения дополнительных ограничений, CAATSA закрепляет на законодательном уровне предыдущие санкции против России, введенные указами президента. То есть, если Дональд Трамп захочет ослабить или отменить некоторые санкции против РФ, закон требует обязательного согласования этих вопросов с Конгрессом Соединенных Штатов Америки.

В чем суть?

В политическом плане показательно, что новый закон США относительно санкций, подписанный Трампом, поставил Россию в один ряд с Ираном и Северной Кореей в общем списке «противников Америки». Что в нем прописано?

CAATSA, в частности, предусматривает введение дополнительных санкций в финансовом и энергетическом секторах России, против государственных российских предприятий металлургической и горнодобывающей отраслей, а также – железнодорожного транспорта. Кроме того, определяется наказание России за ее преступные действия в информационном пространстве, в частности – кибервзломы и хакерские атаки. Отдельно в законе определяется необходимость введения санкций против лиц, ответственных за нарушение прав человека на оккупированных Россией территориях. Касается это и тех, кто действует в интересах оборонного и разведывательного секторов правительства РФ. Закон предусматривает противодействие российскому проекту «Северный поток-2».

Параллельно законодательство подтверждает поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины, не признает попытки России аннексировать Крым и осуждает оккупацию территорий на востоке Украины.

Все это – серьезный фактор сдерживания для Белого дома, включая президента, который до сих пор видит в России возможного партнера. Впрочем, этот рычаг еще не заработал на полную, он предусматривает поэтапную последовательность действий. Введение нового пакета санкций предполагается в феврале, в разгар президентской избирательной кампании в России. Хороший подарок Путину.

Позиция Госдепартамента

В то же время, каждый последующий шаг в этом алгоритме является не менее важным. Так, первым этапом должно быть определение Государственным департаментом списка физических и юридических лиц в России, причастных к нарушениям и угрозам, перечисленным в законе. Ведомство обнародовало перечень, в который вошли 39 организаций, в том числе и предприятия ВПК России, спецслужбы – ФСБ, СВР, ГРУ. Стоит отметить, что Госдеп тогда «не вписался» в установленные законом сроки и смог это сделать после публичной критики со стороны сенаторов, включая Джона Маккейна и Бена Кардина. Но в Госдепартаменте отвергли любые подозрения относительно попытки затянуть процесс выполнения закона, оправдавшись сложностями переходного периода и кадровым дефицитом.

После этого и Госдеп, и министерство финансов США просто не давали поводов для критики, заняв бескомпромиссную позицию относительно требований в отношении России и усиления санкций против нее.

Важное заявление по этому поводу во вторник сделал госсекретарь США Рекс Тиллерсон. «По Украине – то, что я сказал россиянам, – мы никогда не вернем эти отношения (с РФ – ред.) к нормальному состоянию, пока не решим вопрос», – заявил глава Госдепа. Он подчеркнул, что в Москве могут не надеяться на ослабление санкций, связанных с Минскими договоренностями, пока РФ не выполнит их полностью.

«Мы неоднократно призывали Россию стать на путь мира путем выполнения ее обязательств, определенных Минскими договоренностями. Любое решение этой войны, которое не приведет к полной независимости, суверенитету и территориально целостной Украине, является неприемлемым», – подчеркнул Тиллерсон.

Такие решительные заявления со стороны госсекретаря, которого еще недавно упрекали в старых связях с Россией и Орденом Дружбы от Путина, должны были окончательно развеять сомнения относительно «дипломатичного» отношения к россиянам сейчас.

Минфин усиливает давление

Тем временем американский Минфин лишь подтвердил серьезность намерений США дожать кремлевские амбиции дополнительными финансовыми и экономическими ограничениями. Введение поправок к двум санкционным директивам в пределах того же поэтапного выполнения закона CAATSA нанесли ощутимый удар по финансовому и энергетическому секторам российской экономики. Так, российским банкам вдвое сокращен срок погашения новых долговых обязательств с 30 до 14 дней. Для компаний энергетического сектора, в частности и ОАО «Газпром» и АО «Роснефть», этот период также сократили с 90 до 60 дней. Это означает существенное ограничение доступа наиболее прибыльных для российского бюджета компаний к деньгам на внешнем финансовом рынке.

Еще более решительную позицию Минфина высказал в четверг Джон Смитт, директор Офиса по контролю за иностранными активами (OFAC). Именно эта структура в американском министерстве финансов отвечает за внедрение санкций со стороны Соединенных Штатов.

«Я хочу четко заявить и подчеркнуть, что министерство финансов полностью выполнило требования закона CAATSA в пределах установленных документом сроков на это время. Мы настроены в полной мере выполнять закон в дальнейшем, и мы полностью поддерживаем цели Конгресса в ответ на серьезные угрозы со стороны Ирана, Северной Кореи и России», – отметил Смитт.

Следовательно, как бы не хотели того в Кремле, но в Вашингтоне сейчас сложилась совсем неблагоприятная для РФ ситуация с санкциями – теми, что действуют уже и теми, которые вступят в силу в скором времени. Причем, с каждым этапом имплементации Акта о противодействии противникам Америки риторика официального Вашингтона только обостряется. Закон готовит подарок в виде обновленного списка санкций в период самой горячей фазы президентской гонки в России. Это удар, прежде всего, по кандидату от нынешней кремлевской власти, который до сих пор затягивает с официальным объявлением своего участия, впрочем, его амбиции давно всем известны.

В России тоже знают о законе, но никак не смогут повлиять на ситуацию, в том числе усилиями лучших лоббистов или благодаря «привязанности» самого президента Трампа к идее сближения с Кремлем.

Так или иначе, расплачиваться за политику своего лидера и дальнейшее ухудшение уровня жизни придется рядовым россиянам. Но именно от них и зависит выбор достойного президента.


Ярослав Довгопол / Укринформ
Поділіться цим