субота, 20 квітня 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Путин получил во Вьетнаме не «Трампнаша», а очередной «щелбан» А Китай выбирает в друзья того, кто сильнее, поэтому будет покупать американский, а не российский газ

Мало сказать, что участие Владимира Путина в саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) во Вьетнаме из-за отсутствия полноформатной встречи с американским коллегой закончилось для него неудачно. Российского президента, по сути, унизили, демонстративно показав, что и он, и возглавляемая им Россия не ровня США и их президенту.

По сути неважно, что конкретно стало причиной того, что встречи (в смысле нормальных официальных переговоров) не было: Трамп хотел, но не все свои желания сейчас может осуществить, или, наоборот, на самом деле не хотел, и поэтому только дразнил президента России возможностью встречи. Важен окончательный результат, а он таков: Путин очень хотел, но ему отказали.

Значение этого факта намного глубже, чем просто констатация не первого уже «щелбана», который получает лично Путин от американцев. Или очередного примера, как американский истеблишмент «стреножил» своего не в меру самостоятельного президента. Дело вообще не в персонах.

Речь идет о кардинальном изменении в отношении США к России.

Разве раньше в отношениях Вашингтона и Москвы могло такое быть, что лидеры двух мощнейших военных держав, от которых больше всего зависит, чтобы не было мировой войны, которая уничтожит человечество, находясь в одно время и в одном месте не нашли хотя бы полчаса для короткой, но энергичной деловой встречи? Скорее, наоборот: отсутствие встречи было бы сенсацией, которая встревожила бы весь мир: а понимают ли лидеры ядерных сверхдержав свою ответственность, если не сумели нормально поговорить? Конечно, и раньше были ситуации, точнее – немалые периоды, когда не могло быть и речи о личной встрече американского и российского (советского) лидеров, но, во-первых, эти периоды закончились еще в горбачевские времена последних лет СССР, во-вторых, такого не было, чтобы встреча не состоялась в последний момент по каким-то протокольным неувязкам.

Сегодня невстреча Трампа и Путина совсем не стала тревожной сенсацией, и в этом отразилась главная особенность нынешних отношений США и России. В мире уже понимают, что они перестали быть не только равноправными, но и дружескими, и это уже никого не пугает.

Собственно, неравенство наметилась еще, условно, с 1991 года, когда не стало СССР, а США, как и весь Запад, посчитали, что «холодная» война победоносно завершена и больше не повторится. И теперь новая Россия – уже не геополитический соперник №1, а дружественная страна, реальное место и влияние которой на международной арене соответствует ее экономической мощи, то есть – не ровня США. Не равная, но – дружественная! А потому заслуживает уважительного отношения, тем более, что советское ядерное оружие никуда не исчезло вместе с СССР.

Однако Кремль такой статус – не равная, но дружественная – не устраивал. Откровенно агрессивное поведение России последних трех с половиной лет (и вся многолетняя скрытая подготовка к нему) и стали попыткой восстановить статус-кво в отношениях Москвы и Запада времен СССР. Сегодня уже понятно, что попытка оказалась неудачной: несмотря на определенные тактические достижения, стратегических успехов России достичь не удалось, иначе встречи во Вьетнаме добивался бы Трамп, а не Путин. И, как и положено после неудачной попытки, ситуация только ухудшилась. Теперь Россия для США – не равная, и не дружественная. Теперь США, придя в себя после первых месяцев шока от внезапных действий России в отношении Украины и Сирии, постепенно переходит к наступлению.

Россия еще упирается, она все еще отказывается признать свое поражение. Возможно, еще рано утверждать, что у нее совсем нет никаких шансов против США, однако очевидно: если не случится чего-то неординарного, чего-то очень необычного, то итог противостояния уже определен – раньше или позже.

А США тем временем медленно, но уверенно загоняет Россию в тупик. За несколько дней до саммита АТЭС Дональд Трамп посетил Китай. Визит был переполнен демонстрациями особого уважения сторон друг к другу и взаимного желания к плодотворному сотрудничеству. Не факт, конечно, что такое сотрудничество в итоге произойдет, но это уже вопрос будущего, сегодня, повторим, Вашингтон и Пекин демонстрируют стремление к нему. Для России здесь главное то, что она теряет любые возможности использовать Китай как реального – или хотя бы потенциального – союзника против США.

По большому счету, Москва может надеяться на благоприятный для себя итог нынешнего противостояния с Вашингтоном только при наличии мощных союзников. А такими могут быть только Евросоюз и Китай. Европа стратегически уже отстранилась от России, там, конечно, хотят помириться с ней (да и то не все), но на серьезную конфронтацию с США никогда не пойдут. Если же и китайцы договорятся с американцами по важным для себя стратегическим вопросам, то и они не будут рисковать ими ради России.

Все логично – Китай выбирает в друзья того, кто сильнее, поэтому будет покупать американский, а не российский газ. И вообще, насколько принципиально разные вопросы обсуждают сегодня американцы с китайцами и россиянами. Если с Китаем – о стратегическом сотрудничестве, то с Россией – о решении конкретных кризисных проблем, как в Сирии или Украине, участником которых является Россия, причем США открыто говорят, что именно Россия и является причиной возникновения этих проблем. Наконец, Россия сейчас даже мечтать не может, чтобы президент США приехал в Москву.

В очередной раз хочется подчеркнуть, насколько в целом благоприятна для Украины сегодня международная конъюнктура. Мы, наконец, научимся эффективно ее использовать?

Юрий Сандул / Укринформ


Юрий Сандул / Укринформ
Поділіться цим