Биткоины и другие криптовалюты не имеют правового статуса в Украине, несмотря на то, что в стране мало-помалу увеличивается число сделок с ними. Народные депутаты решили восполнить данный пробел, разработав и подав в Верховную Раду специальный законопроект. Во что это может вылиться и нужен ли Украине закон о пока еще спорных виртуальных валютах, пишет Виктор Авдеенко для Апострофа.
Законодательный аспект
На сегодняшний день рынок криптовалют в Украине никак не регулируется, а сами они, как подчеркнули в Нацбанке, не имеют в стране какого-либо правового статуса. Тем не менее, это не мешает осуществлению сделок с их помощью. Так, еще весной 2017 года в Одессе был установлен и запущен первый терминал самообслуживания для операций с биткоинами. С помощью устройства можно как продавать, так и покупать биткоины.
А 25 сентября впервые в Украине и в мире была осуществлена электронная трансатлантическая сделка по обмену недвижимости на криптовалюту Etherеum. В ходе сделки была продана квартира в Киеве в денежном эквиваленте – за $60 тыс. Хозяин квартиры Марк Гинзбург, постоянно проживающий в Нью-Йорке, продал свою киевскую квартиру основателю TechCrunch Майклу Аррингтону.
Также показательно, что у троих украинских нардепов обнаружились солидные сбережения в криптовалютах.
Чтобы решить проблему с правовым статусом виртуальных валют их коллеги по парламенту зарегистрировали законопроект №7183 «Об обращении криптовалюты в Украине». Сейчас документ направлен на ознакомление в парламентский комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.
Законопроект определяет понятие «криптовалюты». Так, это – программный код (набор символов, цифр и букв), который является объектом права собственности и может выступать средством обмена. Сведения о программном коде вносятся и хранятся в системе блокчейн.
Авторы проекта закона предлагают возложить государственное управление в сфере обращения криптовалюты на Национальный банк Украины. При этом, согласно документу, государство не будет нести обязательств или возмещать стоимость криптовалюты в случае ее обесценивания или утраты, а также выступать гарантом в обеспечении деятельности онлайн-сервисов по обмену виртуальных валют.
К криптовалютным транзакциям будут применяться общие положения о договоре мены в соответствии с украинским законодательством. Субъекты криптовалютных операций должны будут хранить данные о проведенных транзакциях в течение пяти лет. При этом они должны будут самостоятельно обеспечивать защиту криптовалют и целостность системы блокчейн.
В законопроекте подчеркивается, что использование виртуальных валют не может быть направлено против основ нацбезопасности Украины, для нарушения территориальной целостности, финансирования терроризма, отмывания преступных доходов, оборота наркотиков и других противоправных действий.
Авторы законодательной инициативы отмечают, что предложенный документ является рамочным: чтобы он полноценно заработал, необходимо внести изменения в ряд законодательных актов Украины.
Исторический аспект
Функционирование криптовалюты основано на технологии блокчейн (blockchain). Она подразумевает создание последовательной цепочки из блоков, содержащих определенные данные. Соединение блоков происходит посредством криптографии. Все блоки выстроены в одну цепочку, которая содержит информацию обо всех совершенных когда-либо операциях. Для создания шифрования используют вычислительные мощности всех участников процесса. Это делает практически невозможным несанкционированное вмешательство или взлом системы.
Таким образом, ключевой особенностью криптовалют является отсутствие какого-либо внутреннего или внешнего администратора. Банки, налоговые, судебные и иные государственные или частные органы не могут влиять на транзакции. Передача криптовалют необратима – ее нельзя отменить, заблокировать или оспорить. Для эмиссии криптовалюты применяют разные способы: майнинг, форжинг, ICO.
Несмотря на то, что криптография для конфиденциальных платежей использовалась еще в 1990-е годы, началом существования криптовалют следует считать 2009 год, когда появилась платежная система Bitcoin.
На сегодня в мире существует более 2000 различных криптовалют, однако наиболее популярных и используемых – менее десятка. Пальма первенства, бесспорно, принадлежит Bitcoin, на долю которой приходится почти половина всего рынка криптовалют. Второй по популярности является криптовалюта Ethereum.
Обменные курсы криптовалют часто меняются. В сентябре после жесткой критики в адрес криптовалют со стороны главы JPMorgan Джеймса Даймона курс биткоинов снизился. Но в октябре главная мировая криптовалюта отыграла падение, по состоянию на 13 октября на одной из бирж ее курс добрался почти до $6000.
Правовой статус криптовалют различается в разных странах. Так, в Европе хождение виртуальных валют достаточно распространено. В Германии биткоины признаются расчетной денежной единицей, в Швейцарии на криптовалюты распространяются те же правила, что и на иностранные валюты. Кстати, швейцарская компания Monaco, выпускающая одноименную криптовалюту, пообещала обеспечить ее привязку к платежным картам Visa, в результате чего ее курс вырос в несколько раз.
В Швеции вблизи города Эльвсбюн на севере страны ведется строительство крупного майнингового дата-центра (майнинг – одна из технологий создания новых блоков в системе блокчейн, тому, кто сгенерирует новый блок, выплачивается вознаграждение в криптовалютах). Кстати, на территории этого города уже работают несколько компаний, которые специализируются на блокчейн-технологиях.
В Вене функционирует первый в мире Bitcoin-банк. Что неудивительно, так как в столице Австрии еще в 2014 году начал работать первый в мире Bitcoin-автомат, а сегодня оплату в криптовалюте принимают несколько десятков венских компаний.
В Японии биткоины также является законным платежным средством. Китай считается мировым лидером в области майнинга, однако в последнее время эта страна пошла по пути сворачивания операций с криптовалютами. В Южной Корее также решили ограничить хождение криптовалют – тут запретили любые формы ICO (продажа инвесторам новых единиц криптовалют).
В США, где отношение к криптовалютам неоднозначно, один из крупнейших инвестиционных банков мира Goldman Sachs всерьез рассматривает возможность начать торговлю биткоинами. Кроме того, собственную криптовалюту решила создать Венесуэла. Оказавшейся в глубочайшем кризисе стране такой шаг должен помочь преодолеть гиперинфляцию.
Правовой аспект
Опрошенные эксперты сходятся на том, что за криптовалютами – будущее мировой экономики, поэтому и Украина не имеет права игнорировать этот факт.
«Мы подготовили и зарегистрировали этот законопроект, потому что мы не можем занимать позицию страуса, понимая, что такие вещи существуют, ими все пользуются, и в то же время – это поле для коррупции в первую очередь. Все это – в незаконном обращении. Мы хотим вывести их из тени, чтобы легализовать в первую очередь», – заявил один из авторов законопроекта о криптовалютах Иван Рыбак («Блок Петра Порошенко»).
По его мнению, легализация обращения криптовалют повлечет за собой значительный приток инвестиций и поступлений в госбюджет за счет налогов от доходов майнеров – людей, зарабатывающих на создании блоков в системе блокчейн.
«Криптовалюты – это часть экономики будущего, цифровой экономики. И это точно не мошенничество, потому что технология блокчейна не позволяет вносить изменения задним числом», – сказал в комментарии глава комитета Верховной Рады по вопросам информатизации и связи Александр Данченко.
По его словам, еще совсем недавно Украина была мировым лидером в сфере майнинга. «В 2014 году 80% майнинга было в Украине. Но из-за действий некоторых государственных деятелей Украина потеряла лидерство в этом вопросе, все ребята уехали в Беларусь, Польшу, Канаду, – сказал нардеп. – 95% [заработка в сфере] криптовалют составляет инфраструктура, которая строится вокруг их обслуживания. Это дата-центры, это айтишники, которые приносят деньги локальному государству, создают рабочие места, создают сервисы. То есть это – огромный бизнес, элемент цифровой экономики».
При этом Данченко призывает отделить вопросы майнинга и функционирования криптовалют: «Естественно, правой статус у криптовалют должен быть. Но нужно отделить майнинг от вопроса криптовалют. Майнинг – это услуга по предоставлению вычислительных мощностей. Он не имеет отношения к обращению криптовалют. По самим криптовалютам нужно проводить серьезную дискуссию с европейскими центробанками».
Ситуация с криптовалютами в Украине сегодня двусмысленная – с одной стороны, их правой статус не определен, с другой – они в той или иной форме используются в стране.
«Для НБУ виртуальная валюта – это денежный суррогат, не имеющий обеспечения реальной стоимостью, а, соответственно, он не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории Украины в качестве платежного средства. Это противоречит нормам украинского законодательства. В свою очередь Нацкомфинуслуг, учитывая разъяснения НБУ, также предостерег финансовые учреждения и посредников финансовых услуг воздержаться от операций и владения криптовалютой в связи с риском потери средств, используемых в операции. Но четкой нормы закона, которая запрещала бы использование криптовалюты, в действующем законодательстве Украины нет», – сказала в комментарии юрист адвокатского объединения «Юридическая фирма Ario» Наталия Швец.
Она считает, что со статусом криптовалют необходимо разобраться как можно скорее, потому что их использование набирает все большие обороты.
«При этом, в первую очередь, необходимо определиться с самой природой криптовалюты: это товар, услуга или платежное средство? Каким образом использование криптовалют будет облагаться налогом. В странах ЕС уже формируется судебная практика в части использования криптовалюты Bitcoin. Так, в 2015 году Европейский суд по делу С-264/14 постановил, что операции с биткоинами и другими виртуальными валютами должны быть освобождены от уплаты НДС. Пока данное решение Европейского суда не включает в себя решения регуляторных вопросов существования и обращения криптовалют. Но этот шаг может стать одним из первых действий в определении статуса этого цифрового актива», – рассказала Швец.
По словам юриста, сложность в регулировании рынка криптовалют состоит, в частности, в том, что транзакции с ними анонимны и необратимы.
«Отсутствие юридического определения понятия «криптовалюта» и механизмов ее применения приводит к высоким рискам использования криптовалют в предпринимательстве. Невозможно защитить имущественные права по использованию криптовалют в суде в связи с отсутствием соответствующих нормативных актов. Поэтому риск мошенничества здесь особенно высок», – резюмировала Наталия Швец.
Финансовый аспект
Финансовый эксперт Алексей Кущ отмечает, что в мире постепенно стараются выработать отношение к виртуальным валютам.
«С одной стороны, идет сопротивление со стороны регуляторов, которые видят в этом опасность из-за того, что они теряют пространство для регулирования. Идет сопротивление со стороны таких стран, как США, которые видят, что с помощью биткоинов можно финансировать, например, терроризм, а финансовый мониторинг там практически не действует. С другой стороны, например, Международный валютный фонд активно выступает в поддержку развития криптовалют в мире и даже в своих исследованиях рекомендует банкам обратить внимание на криптовалюты», – отметил он.
Эксперт напомнил, что история развития валютных систем проходила различные эпохальные этапы. В свое время действовал «золотой стандарт», затем его сменила Бреттон-Вудская система, которая положила начало таким организациям, как Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд, а американский доллар стал одним из видов мировых денег. На смену этой системе в 1970-е годы пришла Ямайская система, действующая по сей день, при которой курсы валют устанавливаются не государством, а рынком (полная отвязка валют от золота, свободное конвертирование валют).
«Криптовалюты будут уже следующим этапом развития», – заключил эксперт, добавив, что это – перспектива уже ближайших пяти лет.