Изгнание из фракции «Самопомочи» блокадной бунтовщицы Натальи Веселовой должно стать для партии Андрея Садового тревожным звоночком, ведь позиционировавшая себя гибкой, либеральной и реформаторской политсила превращается в закостенелую, реакционную и консервативную, пишет Тарас Клочко для Деловой столицы.
Нынешняя парламентская неделя началась с очередного скандала внутри оппозиционной фракции «Самопомочи». Нардеп от этой политсилы Наталья Веселова сообщила СМИ, что глава фракции Олег Березюк настоятельно рекомендовал ей добровольно выйти из фракции, дескать, это было бы логично, так как взгляды фракции и лично Веселовой на вопрос блокады Донбасса радикально разнятся. Все дело в том, что еще в сентябре Веселова зарегистрировала в Раде законопроект о прекращении блокады Донбасса, поскольку блокада не выгодна ни экономически, ни с точки зрения борьбы за умы населения, оставшегося под оккупацией.
Разумеется, такая точка зрения идет явно вразрез с официальной позицией «Самопомочи», яркий представитель которой Семен Семенченко был главным локомотивом блокады еще до того, как она стала официальной политикой.
В свою очередь, глава фракции «Самопомочи» Олег Березюк подтвердил, что хотел бы добровольного ухода Веселовой из фракции и одновременно из парламента. Мол, раз Веселова поменяла свои политические взгляды на противоположные, тем, за которые «Самопомич» выбирали в Раду, было бы честно уйти из парламента, чтобы потом уже с новыми взглядами добиваться расположения избирателей. Как известно, добровольный выход депутата-списочника из фракции означает потерю мандата, и именно поэтому сама Веселова добровольно уходить из «Самопомочи» не собирается. Березюка такое упрямство, конечно, обижает, но деваться некуда, и, скорее всего, рано или поздно «Самопомич» все-таки Веселову изгонит, наплевав на «сгоревший» для них мандат.
Иронии ситуации добавляет и то, что Веселова была включена в список «Самопомочи» в последний момент одновременно с главным идеологом блокадничества, командиром батальона «Донбасс» и человеком с очень сомнительной репутацией Семеном Семенченко. Веселова тогда возглавляла фонд «Помощь батальону «Донбасс» и явно шла с нынешним идеологическим противником в одной связке.
Также примечательно, что Веселова родилась и выросла в Славянске, а с 2004 г. до начала войны жила в Донецке, где работала на государственной службе – в управлении труда Пролетарского районного совета. Так что причин поработать на пользу донецким олигархам (кроме государства, выгодополучателем от возможной отмены блокады является Ринат Ахметов) у нардепа может быть более чем достаточно. Не секрет, что все органы местной власти в Донецке были до Революции достоинства в руках «регионалов», и у скромного госслужащего Веселовой вполне могли остаться какие-никакие связи с бывшими «регионалами».
Кроме того, несложно заметить, что Веселова достаточно частый, как для рядового депутата, гость на каналах «112» и NewsOne. Последний связывают с лидером партии «За життя» и еще одним экс-«регионалом» Вадимом Рабиновичем. Кстати, именно последний и является автором первого законопроекта об отмене блокады, зарегистрированного еще в августе, а Веселова предложила к нему свой альтернативный. Какую-то принципиальную разницу между двумя этими документами найти сложно, а вот предположить сотрудничество Веселовой с Рабиновичем возможно. А можно за ее законопроектом увидеть и попытку внести разлад в середину лагеря популистически-патриотической оппозиции. Как бы там ни было, для нас судьба Веселовой и ее личные политические цели не слишком важны, куда симптоматичнее то, что партия «Самопомич», которая создавалась и позиционировалась как прогрессивная и реформаторская политсила – своеобразная «третья сила» на фоне вечных пророссийских «регионалов» и коммунистов, а также национал-демократов в вышиванках, скатилась почти до уровня «Свободы».
Похоже, игра в непримиримую патриотическую оппозицию «режиму олигархов и барыг» сыграла с партией Садового злую шутку. Сейчас эта политсила ассоциируется исключительно с малосодержательной демагогией ее парламентских лидеров, мусорными проблемами Садового и совершенно нелиберальной категоричностью и негибкостью с записыванием во «враги народа» всех, кто отступает от «генеральной линии». И история с Веселовой — яркий маркер окончательной консерватизации «Самопомочі». Раскрученная политическим авантюристом Семенченко и его товарищами достаточно спорная и неоднозначная тема блокады стала для «Самопомочі» священной патриотической коровой, к хрустальному вымени которой даже руки тянуть возбраняется.
Разумеется, ни о каких либеральных реформах в «Самопомочи» уже давно не помышляют, и в арсенале политиков Садового остался исключительно патриотический «хардкор». Проблема в том, что избиратели «Самопомочи» голосовали явно не за такую политику, а ждали умных, гибких и взвешенных решений, а для патриотической непоколебимости у них уже давно есть «Свобода», «Правый сектор», «радикалы» и другие им подобные. И очень может быть, что «Самопомич» в этой компании окажется явно лишней.