понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Чего хотят добиться Турчинов и Аваков отставкой Муженко У главы Генштаба есть все шансы стать сакральной жертвой

На фоне сводок из Винницкой области не осталась незамеченной информационная атака, которую устроил министр внутренних дел Арсен Аваков на начальника Генерального штаба Виктора Муженко. Именно последнего Аваков и его соратники считают главным ответственным за диверсию в Калиновке, и именно его головы они начали наперебой требовать менее чем за сутки после начала пожара и взрывов, пишет Виталий Дяченко для Деловой столицы.

Наиболее артикулировано требование аваковцев высказал советник министра внутренних дел Антон Геращенко, заявивший, что отвечать за произошедшее должен не какой-нибудь «фунт» или «стрелочник», а персонально глава Генерального штаба и его заместитель, отвечающий за сохранность военных складов.

«Выступаю с предложением к комитету по вопросам национальной безопасности и обороны на ближайшем заседании рассмотреть вопрос об обращении к Верховному Главнокомандующему президенту Украины Петру Порошенко с предложением отправить в отставку главу Генерального штаба Виктора Муженко и его заместителя», – заявил Геращенко, добавив, что было бы также неплохо, если бы Муженко проверили и народные депутаты, да и вообще, его место должен занять «молодой и ответственный офицер Вооруженных сил».

К этому заявлению тут же подключились народный депутат от «Народного фронта» Юрий Береза, еще один советник главы МВД Зорян Шкиряк и одиозный глава Социалистической партии Илья Кива. Все они почти синхронно проехались по Муженко, а Береза даже намекнул, что тот должен отправиться не только в отставку, но и в места не столь отдаленные. Ну а о том, что все эти люди очень близко связаны с Арсеном Аваковым, кажется, лишний раз напоминать не нужно.

Учитывая согласованность и одновременность атаки на Муженко, можно не сомневаться, что атакующие попытаются развить наступление в ближайшее время, как нет сомнения и в том, что игра против Муженко – это инициатива лично Авакова. Однако, похоже, эту инициативу уже поддержали его высокие партийные соратники. Так секретарь СНБО Олександр Турчинов заявил, что Ответственность за пожар на складах боеприпасов в Калиновке Винницкой области несет вся вертикаль руководства обороны страны, начиная от начальника Генерального штаба. «Для меня принципиальной — об этом я говорил на заседании военного кабинета – является ответственность. Начиная от начальника Генштаба и по всей вертикали тех, кто отвечает за оборону нашей страны», – отметил Турчинов. Интересно отметить, что за оборону нашей страны отвечают еще и министр обороны Полторак, а также главнокомандующий Петр Порошенко. Однако, с дипломатических соображений Турчинов не стал подниматься выше Муженко. Кстати, и сам Турчинов по должности некоторым образом отвечает за оборону нашей страны.

Для чего же Аваков начал, а Турчинов продолжил нападение на Муженко? Уже давно складывается впечатление, что Аваков чувствует себя в своем кресле несколько неуверенно и потому постоянно лавирует на грани оппозиционности, что достаточно странно для руководителя силового ведомства. Кстати, Аваков – единственный, кроме Порошенко, украинский политик, располагающий контролем над силовиками, причем над очень приличной силой. В его подчинении, как известно, не только Национальная полиция и пограничники, что само по себе немало, но и Национальная гвардия. А это реальная военная сила – 50 тыс. личного состава, очень неплохо вооруженного, в том числе и тяжелым вооружением.

И хотя Порошенко пока ни разу публично никак возможную конфронтацию с Аваковым не обозначал, Арсен Борисович, видимо, чувствует, что является для президента если не прямым политическим соперником, то хотя бы конкурентом на его «силовом поле» или потенциально таковым может быть. А потому Аваков постоянно пытается усилить свои позиции, по возможности ослабив позиции Верховного Главнокомандующего.

Сразу же после создания Национальной гвардии и подчинения ее МВД Аваков уделял этому воинскому формированию особое внимание. Одно время в войсках ходили недовольные разговоры о том, что, дескать, все новое и лучшее вооружение и обмундирование получает как раз Нацгвардия, а ВСУ довольствуется старыми советскими запасами и подарками от волонтеров.

Собственно, Нацгвардию и входящий в нее полк «Азов», который является не только вооруженным подразделением, но и располагает «дочерней» политической силой «Национальным корпусом», СМИ неоднократно называли личной армией Авакова. Это, конечно, сильное преувеличение, тем не менее политики из окружения Авакова на акциях националистической оппозиции («Национальный корпус», «Свобода» и «Правый сектор», как известно, заявили об объединении) появлялись, а некоторые связи главы МВД с Андреем Билецким, как ни крути, существуют.

Тут же стоит вспомнить, что Аваков регулярно инициирует законопроекты, расширяющие полномочия своих силовых подразделений. Так было со скандальным законом о презумпции правоты полицейского и с недавней инициативой о новых полномочиях для Нацгвардии при разгоне демонстраций.

Также не осталась незамеченной и достаточно отстраненная позиция Авакова и подчиненных ему пограничников во время недавнего «прорыва» через границу Михеила Саакашвили. С последним лично у Авакова отношения  неприязненные, все помнят знаменитое «бе-бе-бе», однако нельзя не отметить, что пограничники не слишком препятствовали «прорыву» Саакашвили в страну, а Аваков лично подтвердил, что «вывел полицейских и пограничников из политического процесса».

Нынешняя «атака на Муженко», скорее всего, явление того же порядка. Тут Арсен Борисович, во-первых, пиарится как обличитель Муженко, которому, стоит напомнить, вменяется в вину далеко не только Калиновка и другие катастрофы на военных складах, но куда более неприятные вещи – Илловайск, Дебальцево, сдача Донецкого аэропорта и даже сбитый над Луганском Ил-76, а во-вторых, Аваков ослабляет конкурирующий политический и силовой блок, в том числе и президента Порошенко и, пеняя на армию, отводит внимание от недочетов в работе Нацполициии, ну и в-третьих, если с подачи Авакова Муженко будет отправлен в отставку, Арсен Борисович сможет считать себя едва ли не самым влиятельным силовиком.

Все эти моменты выгодны и «Народному фронту» в целом, и Турчинову, в частности, поскольку переговоры об объединении с БПП, судя по всему идут туго, никто не обещает «фронтовикам», что-либо конкретное с прицелом на парламентские выборы-2019, которые они в одиночку с треском проигрывают. А поэтому пошантажировать Порошенко нагнетанием ситуации вокруг Муженко в самый раз. Ситуация, кстати, развивается так, что у Авакова и «Народного фронта» есть некоторые шансы добиться отставки Муженко и его замены на «молодого офицера», может быть, даже более удобного для «фронтовиков».

Пока об отставке Муженко говорили исключительно «фронтовики», пусть и хором, все это можно было бы считать лишь личным мнением нескольких людей. Но вслед за ними об ответственности руководства Генштаба заговорили уже на новом уровне. Так, на следующий день после заявлений аваковцев военный прокурор Украины Анатолий Матиос прямо сказал, что никаких диверсантов не было, все это халатность военных и ответственность за катастрофу в Калиновке несет Генштаб. И хотя Анатолий Васильевич в данном случае просто отводит удар от себя (он как глава Военной прокуратуры должен был осуществлять надзор за тем, как охраняются склады) и от СБУ, которая прозевала диверсантов, несмотря на проведение в день поджога «антитеррористических учений» (Матиос – выходец именно из Службы безопасности), его слова влились в общий антимуженковский гул.

В то же время в СБУ совершенно уверены, что склад подорвали диверсанты. Как заявил сотрудник Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Сергей Мисюра, накануне взрывов СБУ задержала в Виннице несколько диверсионных групп, но одна из этих групп таки смогла направить беспилотник и подорвать склад. Правда, задержанных диверсантов обществу так никто не продемонстрировал, что добавляет этой истории еще больше вопросов. Впрочем, важно другое – СБУ и прокуратура, которые замкнуты на президента, похоже, тоже не против подыграть «фронтовикам» (хоть и по сугубо своим корпоративным причинам) в нападках на человека президента – Муженко. А это уже тревожный звоночек для Петра Алексеевича.

Как видим, ситуация вокруг поиска виновных в катастрофе в Калиновке накаляется, и у Муженко есть все шансы стать сакральной жертвой этой истории. Как ни крути, а именно руководитель Генштаба несет ответственность за все, что происходит во вверенном ему хозяйстве, и претензии к нему всегда будут обоснованы. Судя по всему, Порошенко главу Генштаба ценит и отставки его не хочет, тем не менее, если информационный шум вокруг Калиновки будет нарастать, президент вполне способен пожертвовать генералом, как в свое время он поступил с также лично преданным ему Валерием Гелетеем. В этой ситуации Порошенко выиграет тактически. Как, например, в случае с блокадой Донбасса – не решившись разогнать «блокадников», президент сам «возглавил» блокаду. Однако, как и в эпопее с блокадой, президент проигрывает стратегически – противники видят, что он дал слабину и понимают, что при должном напоре они могут выбить из него многое.

Кстати, это чувствует тот же Саакашвили, который нахрапом вернулся и теперь вольготно вояжирует по Украине. И каждая уступка президента оппонентам уменьшает доверие к нему среди его же окружения, ведет властную вертикаль к большей энтропии  и в целом уменьшает президентский политический вес.


Наша Рада
Поділіться цим