Два года назад стартовала транспортная блокада Крыма. Полуостров остался не только без днепровской воды, но и без украинских продуктов и промышленных товаров. После этого неизвестные «диверсанты» взорвали ЛЭП, обесточив республику. Блокада показала, что Москва, захватывая украинский полуостров, не имела никакого плана по его развитию. И теперь крымские «власти» пытаются усидеть на двух стульях, пишет Сергей Стельмах для Крым.Реалии.
Так называемый «вице-премьер» Крыма Георгий Мурадов в недавнем интервью российским журналистам сокрушается, что Украина нарушает права крымчан, отрезая их от воды и электричества. В «представительстве» Крыма при президенте России даже грозились обратиться в международные суды – но дальше разговоров дело не пошло.
Мурадов также намеревался выступить на конференции ОБСЕ, проходившей на днях в Варшаве, и высказать претензии в адрес Киева. Но польские пограничники долго согласовывали его въезд в страну – Мурадов находится в санкционных списках ЕС – и на конференцию он не успел. Доклад зачитал помощник крымского «вице-премьера», но иностранные делегации не обратили на него особого внимания.
При этом чиновники в крымском «правительстве» утверждают, что блокада якобы благотворно отразилась на жизни полуострова. Глава «госкомитета» по межнациональным отношениям Заур Смирнов заявил, что изоляция якобы ускорила интеграционные процессы между Крымом и соседней Россией. Полуостров переориентировался на российские рынки, обрел «экономическую независимость» от Украины, уверяет чиновник.
«Жители республики, несмотря на давление Киева, череду блокад – водная, продовольственная, транспортная, энергетическая, туристическая, – не отказались от завоеваний 2014-го, а позиции россиян по Крыму остались неизменными», – процитировали Смирнова местные пропагандисты. Чиновник уверен, что «все блокады провалились и не смогли сдержать развития полуострова».
В подобных разночтениях нет ничего удивительного. Мурадов – кадровый дипломат. Его заявления рассчитаны на международное сообщество и кремлевских сателлитов в ЕС, которые не оставляют попыток продавить аннексию Крыма. Заявления Смирнова же нацелены на аудиторию в Крыму и соседней России. Кремль и его ставленники никогда не признают собственные просчеты. Они до последнего будут делать вид, что отсутствие на полуострове качественных товаров и растущие цены – именно то, чего крымчане ждут от «власти». Если верить Зауру Смирнову, то «польза» от блокады выразилась в следующих факторах: обезвоживание территории, перманентный блэкаут и ценовые кульбиты. В реальности, последствия блокады более комплексные – это лишь наиболее существенные из них.
Водная блокада привела к резкому сокращению – на 90% – площади орошаемых земель. После аннексии под поливом оказалось не более 13 тысяч гектар. Северный и восточные районы полуострова – территория потенциального экологического бедствия. Уже сейчас в окрестностях Красноперекопска и в Нижнегорском районе уровень минерализации воды превышает норму в 3-3,5 раза. Все попытки чиновников «интегрировать» в Крым реку Кубань, построив водовод со стороны Краснодарского края, провалились. Сначала крымский «комитет» по водному хозяйству предложил такой проект, но затем от него отказались. Причина банальная – Краснодарский край сам испытывает дефицит воды. Крымские водохранилища пополняются за счет осадков. Длительная засуха может иметь катастрофические последствия.
Следующий «полезный фактор» – энергетический. Из-за подрыва ЛЭП России пришлось ускорить запуск пресловутого энергомоста и завезти мобильные дизельные генераторы, расходуя огромные суммы ради подачи электричества в военные части и гражданские объекты. Президент Владимир Путин, запуская последнюю нитку «моста», лично заверил, что Крым полностью обеспечен электричеством. Минувшим летом стало понятно: кремлевский лидер в очередной раз соврал – на полуострове снова возник дефицит электроэнергии. Ради подачи туда электричества жителям Кубани начали отключать свет.
Дабы скрыть слабость «энергомоста», в ускоренном режиме начали строить две ТЭС. Пытаясь обмануть европейцев, чиновники вляпались в скандал с турбинами Siemens. А несколько дней назад в крымском «совмине» сообщили, что завезли дополнительную партию мобильных генераторов. Крымчан готовят к зимним отключениям. В перспективе проблему можно решить за счет собственной генерации, но не известно, когда именно заработают крымские ТЭС. Официальные сроки их запуска перенесли на май-июнь следующего года.
Организаторы всех трех блокад решили поставленную задачу – сделали Крым более затратным для страны-оккупанта. Против их действий выступали или же политические романтики, или откровенные агенты Москвы. Первые были уверены, что Украина «отталкивает» от себя крымчан, вторые упрекали Киев в «издевательствах» над собственными гражданами. Но они упустили главное: российские войска по приказу из Кремля оккупировали территорию суверенного государства. Чекисты, воспользовавшись временной слабостью Украины, организовали фейковый «референдум» – и в итоге «присоединили» полуостров к России. Теперь, согласно международному праву, Украина не несет ответственности за обеспечение захваченной территории. Крым должна снабжать Россия – как страна-оккупант. Господа Мурадов, Смирнов и другие представители «власти» это понимают. Но все еще надеются, что Кремль рано или поздно заставит Киев разблокировать полуостров.