Украинский президент провел в Нью-Йорке, фактически, пять дней – с 17 по 22 сентября. Визит такой продолжительности с остановкой в одном месте для него стал почти исключительным явлением. В основном, из-за того, что график переполняли многочисленные встречи с мировыми лидерами и руководителями международных организаций, важные выступления в ООН, переговоры с американским бизнесом и много других событий, пишет Ярослав Довгопол для Укринформа.
Все это проходило под знаком противодействия гибридной агрессии России, наращивания ею вооруженного давления в регионе (учения «Запад-2017»), а также дипломатического наступления этой страны, которой все еще принадлежит право вето в СБ ООН, чем она продолжает активно пользоваться. Именно из-за такой сложности ситуации и поведения России нынешние события на Генассамблее оказались как никогда своевременными и полезными для Украины.
Общий фон в ООН
Общеполитические дебаты с участием президентов и премьеров на Генассамблее ООН, которые традиционно проходят каждый год во второй половине сентября, в этот раз как никогда имели определяющий характер для Украины. На мероприятиях в Нью-Йорке, фактически, сформировался геополитический расклад на ближайшее будущее по украинско-российскому вопросу и отношение к нему ключевых государств.
Общий тон был начат выступлением президента США на Генассамблее, в котором он хоть и вскользь, но все же упомянул об Украине. Это были всего два предложения в речи Трампа: «Необходимо ограждать свои страны, их интересы и будущее, необходимо отбрасывать угрозы суверенитета, начиная от Украины и до Южно-Китайского моря. Мы должны отстаивать уважение к границам и уважение к культуре, а также мирное взаимодействие». Но этих фраз хватило для того, чтобы «расшевелить» российскую делегацию, которая явно ожидала, что Трамп и впредь будет избегать выпадов в сторону РФ.
Здесь стоит отметить, что нынешняя администрация США ранее высказывала острую критику в отношении российской агрессии против Украины, в том числе в ООН (выступления Никки Хейли), а также в заявлениях Белого дома и Госдепартамента США. Однако упоминание об этом в речи самого президента, который регулярно подчеркивал необходимость сближения с российским руководством, подтвердило окончательное формирование взглядов главы Белого дома на нынешнее положение вещей.
Сокрушительное наступление Россия почувствовала и от других лидеров в ООН. Чего стоило выступление президента Литвы Дали Грибаускайте, почти полностью посвященное агрессии Кремля, его международному шантажу и полному игнорированию Россией обязательств и договоренностей. Неудивительно, что российские дипломаты не выдержали «потока правды» и были вынуждены бежать из сессионного зала Генассамблеи.
Президент Франции Эммануэль Макрон, который, к слову, постепенно расширяет лидерские позиции своей страны в Европе, тоже сделал акцент на ситуации в Украине. Он, в частности, подчеркнул, что сначала нужно прекратить огонь на Донбассе, достичь безопасности, а потом переходить к «политическим» пунктам Минских договоренностей. Именно в этом порядке, а не так, как до сих пор пытается навязать Россия – местные выборы в условиях военной оккупации.
Британский премьер Тереза Мэй пошла еще дальше, назвав российские войска на Донбассе «террористами в Украине». До этого на Западе ограничивались в основном высказываниями «повстанцы», потом «сепаратисты», «комбинированные российско-сепаратистские силы», а теперь «террористы в Украине». Чувствуете разницу?
Поэтому, нет сомнений, что заявления мировых лидеров, когда они начали открыто называть все своими именами, а также бегство российских дипломатов из-под натиска обвинений – во многом будут символизировать дальнейшую международную политику в украинском вопросе.
Миротворческая инициатива
Когда Украина впервые, в апреле 2015 года, озвучила в ООН инициативу ввести миротворческий контингент на оккупированный Донбасс с мандатом Совета Безопасности Организации, это было воспринято в ООН, мягко говоря, без энтузиазма. Почти два с половиной года понадобилось для того, чтобы главный противник этой инициативы – конечно, Россия – сама заговорила об этом вслух, правда, предложив существенно искривленное предложение. А именно, ввести миротворцев только на линию разграничения (чтобы еще больше закрепить отдельный статус оторванных от Украины регионов), а также для охраны наблюдательной миссии ОБСЕ и лучше – вообще без оружия.
Здесь стоит обратить внимание – почему Россия вместо дальнейшего блокирования в Совбезе по этому вопросу превратилась в инициатора процесса. Очевидно, в Москве поняли, что инициатива Украины приобретает серьезную поддержку в Совбезе, из-за чего не избежать лишнего международного давления. Поэтому в Кремле попытались использовать ситуацию в свою пользу, применив уже привычный «гибридный» подход. Таким образом, российская сторона, с одной стороны, якобы стала инициатором доброй воли в глазах международного сообщества, а с другой – определила отправные точки, на которых хотела бы построить все дальнейшие дискуссии о мандате миротворческой миссии.
Впрочем, международное сообщество, в том числе – в Совете Безопасности ООН, уже имеет определенный опыт общения с РФ и «иммунитет осторожности» относительно российских инициатив, а также наглого продвижения ею своей повестки дня. Поэтому одной из главных интриг визита украинского президента в США был вопрос, какую же позицию в отношении миротворцев займут другие (кроме РФ) лидеры пятерки постоянных членов Совета Безопасности? Будет ли она приближена к украинской инициативе о мандате миссии на всей оккупированной территории, или к российской резолюции, или будет предложен компромиссный вариант?
Больше всего интересовала позиция в этом вопросе президента Трампа. Ответ был получен непосредственно во время встречи с ним украинского президента. «США полностью поддержали предложение Украины, мои предложения, которые были озвучены еще в 2015 году», – отметил Петр Порошенко сразу после встречи с американским лидером в Нью-Йорке.
Как будет развиваться дальше инициатива относительно миротворцев, зависит от многих факторов. Прежде всего, от желания России вновь почувствовать себя участником международных договоренностей, с мнением которого считаются. Однако, нынешние встречи в Нью-Йорке показали, что дипломатическая ситуация создается далеко не в пользу Москвы.
Другие месседжи Трампа
Тем временем, на одном вопросе миротворческой миссии ООН поддержка США во время переговоров президентов не ограничилась. Хотя, откровенно говоря, новых кардинальных сдвигов в двусторонних отношениях не произошло. Президенты общались целый час, детально обсудив все нюансы взаимодействия – как в вопросах безопасности и возможных путей урегулирования конфликта, так и помощи в проведении реформ, а также экономического сотрудничества.
Впрочем, главное, что было заметно во время переговоров двух президентов – это оптимистичный настрой самой встречи. Трамп откровенно демонстрировал симпатию к Украине, что от него было сложно услышать раньше. И понятно почему: после его последней встречи с Порошенко были заключены многомиллионные контракты на поставки антрацита в Украину. Кроме того, большой подарок сделал крупный американский бизнес, поспособствовав первому размещению украинских суверенных бондов на мировых рынках. Трамп – бизнесмен и мыслит категориями деловых отношений. Это понимает и Порошенко, который, очевидно, и использовал в общении именно эти акценты.
Между президентами США и Украины начал выстраиваться личный контакт, и это подтвердил в кулуарах не один чиновник из состава делегации. А это означает, что теперь сугубо официальные рамки коммуникаций между Вашингтоном и Киевом будут расширены до неформального общения на уровне глав государств. А дела на личных контактах, как известно, идут намного лучше.
Оценивая значение для Украины последних пяти дней, которые провела украинская делегация в Нью-Йорке, стоит обратить внимание на результаты. А они свидетельствуют, что в международной политике наметился серьезный геополитический тренд, в котором уже заметны существенные сдвиги в противоположную от Москвы сторону. Мировые лидеры уже перестали искать дипломатические формулировки в своих заявлениях, поместив Россию в один ряд с угрозой терроризма. Запад достали игры россиян, а сама Россия уже загнала себя в тупик, и ей остается или обороняться, пока хватает сил, или же капитулировать. И, похоже, времени на принятие решений остается не так уж и много.