В субботу, 17 сентября, бывший премьер-министр Украины, лидер партии «Народный фронт» Арсений Яценюк официально заявил о том, о чем кулуарно говорили с начала лета – в стране глобальный процесс поиска форматов похода на будущие выборы. Все договариваются со всеми, как всегда, не доверяя никому. Тем не менее, «фронтовики» уверены – у нынешней власти есть лишь один способ сохранить себя.
«Речь должна идти о формировании новой политической платформы. Политической платформы, в которую войдут все те, кто может работать и брать ответственность. Популистская ниша занята, демагоги в своем окружении рассказывают, как они будут приходить к власти», – сказал Яценюк на очередном форуме Виктора Пинчука YES в субботу.
Известно, что самые непримиримые соперники выходят из одной среды, а политики – из одной электоральной группы. Еще лучше – с одной сцены Майдана. Вот и теперь есть все основания полагать, что с приближением новых выборов и обострением политической осени основная борьба будет вестись не столько по линии «власть и оппозиция», а внутри того, что сегодня принято называть правящей коалицией. Об этом пишут Сергей Щербина и Роман Чернышев для РБК-Украина.
Игра «фронтовиков» и список условий
Несколькими неделями ранее источники в руководстве «Народного фронта» рассказали, что у них есть целая линейка сценариев похода на грядущие президентские и парламентские выборы. Каждый из них, правда, выглядит как шантаж президента Петра Порошенко.
Первый вариант, который обсуждается с начала лета – объединение правящих партий в одну политическую силу. Одним из инициаторов этих переговоров, по информации издания, выступил генпрокурор Юрий Луценко. «Мы меняем страну к лучшему. Но кто это «мы»? Было бы логично сформулировать ответ на этот вопрос. Но сейчас это «мы» окончательно распалось на отдельные «я» — «я — президент», «я — премьер» и так далее», — рассказал собеседник, близкий к Луценко, добавив, что сейчас генпрокурор отошел от переговорного процесса.
Сейчас БПП и «Народный фронт» договариваются об объединении в новом формате. По замыслу «фронтовиков», это должно быть не присоединение к БПП, а именно объединение на равных. Условие НФ – Петр Порошенко не будет главой нового объединения. О лидерах можно дискутировать, но в НФ не против, чтобы новую силу возглавил достаточно лояльный к ним премьер Владимир Гройсман. «Премьер-министр отвечает за экономику страны, потому логично было бы, чтобы именно он, а не президент, стоял во главе партии власти», – объясняют в НФ.
Взамен фронтовики обещают поддержать всеми властно-административными силами Порошенко во время кампании на второй срок.
«Ни Яценюк, ни Турчинов, ни Парубий, ни Аваков, ни Луценко, ни Гройсман в таком случае не будут баллотироваться в президенты, Порошенко гарантировано выйдет во второй тур, а во втором туре он легко побеждает любого. Поймите, что сейчас у президента проблема не в том, кого бы выбрать себе в спарринг-партнеры на второй тур, о чем много говорят, а в том, чтобы попасть во второй тур самому», – утверждают в руководстве НФ.
Стоит отметить, что в начале сентября, по данным источников, у президента с премьер-министром состоялся жесткий разговор о политическом будущем. Порошенко якобы напомнил Гройсману о том, что никогда еще в Украине премьер не переигрывал президента. Вроде бы глава правительства все понял, и снова «присягнул на верность» гаранту.
Параллельно с переговорами об объединении, руководство НФ начало продвигать идею о конституционной реформе. Яценюк ко Дню Конституции у себя в Facebook лично расписал модель предлагаемых изменений – усиление премьерской власти и сужение полномочий президента до роли «национального арбитра». Такие изменения позволили бы закрепить раздел власти между «акционерами» объединенной партии в случае успеха переговоров. Но Порошенко в своем недавнем послании к Верховной Раде недвусмысленно дал понять – на конституционную реформу он не пойдет и быть «церемониймейстером» не согласен.
А в последние недели переговоры, по информации издания, породили целый конфликт. Как утверждают собеседники, близкие к руководству СНБО, руководителем штаба объединенной политической силы планировалось назначить секретаря совета Александра Турчинова. Он якобы даже подготовил план кампании на два года вперед. Но президент не согласился, и предложил на эту роль народного депутата Сергея Березенко, который отвечает за выборы в БПП. «Фронтовики» и группа Турчинова серьезно обиделись.
«Мы сейчас изучаем целесообразность такого объединения для нашей политической силы. Пока не идет речь ни о каких процентах в списке. По персоналиям договориться не можем. У Порошенко есть времени до конца года. Или он договаривается, или Народный фронт проводит ребрендинг и встретимся на президентских выборах», – рассказал один из руководителей НФ.
«Порошенко хочет договариваться без условий. А для остальных участников это неприемлемо. Потому есть полгода. Если нет – элиты начнут искать преемника», – говорит другой источник издания в правящей коалиции.
Самоуверенность Банковой и Вакарчук в запасе
В руководстве президентской силы комментировать вопрос объединения партий не горят желанием. «Все вопросы к «Народному фронту», – коротко бросил один из руководителей БПП в ответ на просьбу рассказать подробности переговоров. «Объединение 50/50 будет?», – спросил корреспондент издания. «Нет, так не будет», – ответил собеседник.
Источники в администрации президента утверждают, что с выходом во второй тур президентских выборов у Петра Порошенко не так все плохо, как хотелось бы некоторым. По их мнению, параллельное выдвижение в президенты кого-нибудь из «группы дружественного шантажа» президенту не помешает, а вот на будущем таких выдвиженцев, особенно в исполнительной власти, поставит крест. В АП говорят, что главная задача, как и раньше, найти хорошего спарринг-партнера во второй тур, а это дело техники. Также, как и хороший результат Порошенко в первом туре.
То ли демонстративная, то ли искренняя уверенность команды президента в собственных силах основывается, как они говорят, еще на трех факторах. Первый: при всех стараниях оппонентов завоевать любовь Запада, в целом Порошенко выглядит для наших международных товарищей самым понятным и удобным партнером из всего перечня украинских лидеров. Второй: для успешной борьбы с режимом оппозиция должна объединиться. Сегодняшняя же оппозиция, по мнению Банковой и не только, объединиться неспособна. Но, для профилактики, при первых же контурах объединения оппозиции на теме возвращения Михаила Саакашвили, «информвойска» моментально забросили в общество через СМИ и соцсети нивелирующую аналогию с «каневской четверкой». Третий фактор: в команде президента верят, что в ближайшей перспективе невозможен «олигархический сговор», который мог бы, используя ресурсы влиятельнейших людей страны, создать сильную конкурентную Порошенко фигуру под будущие выборы.
Тут следует оговориться, что в бизнес-крыле окружения президента опасаются активного развития политического проекта Святослава Вакарчука. Сразу несколько источников утверждают, что певец опирается на поддержку украинского бизнесмена Виктора Пинчука и российского бизнесмена Михаила Фридмана. На этих выходных корреспондент издания был свидетелем того, как Вакарчук прогуливался по кулуарам форума YES Пинчука в компании Петра Чернышова, президента корпорации «Киевстар», акционером которой является «Альфа-Групп» Фридмана.
На Банковой также не сомневаются в верности президенту Владимира Гройсмана и Юрия Луценко, потому «удара в спину» в виде внезапного союза с партнерами/оппонентами не ждут. Более того, в президентском офисе намекают на автономность таких политических фигур как Александр Турчинов и Арсен Аваков. «Они хоть и «фронтовики», но не подчиняются Яценюку лично. Они равные партнеры, а с учетом должностей первых двух – даже немного «ровнее». Так что мы бы советовали уважаемым коллегам по оппозиции не ставить условия и не намекать на шантаж, а подумать о своей собственной перспективе. Яценюку еще никогда не удавалось обыграть Порошенко, как вы помните», – говорит собеседник РБК-Украина.
Впрочем, в руководстве «Народного фронта» на вопрос корреспондента о взаимоотношениях с генпрокурором ответили следующим образом: «Политическая позиция Луценко нам все больше нравится. Антагонизма точно нет». Уместно также напомнить о плодотворном сотрудничестве Луценко с Турчиновым и близким соратником Яценюка, главой «Ощадбанка» Андреем Пышным по вопросу конфискации 1,5 миллиардов долларов у окружения экс-президента Виктора Януковича. Названные выше функционеры даже фотографировались вместе на недавнем политико-светском форуме.
Фактор Авакова и лагерь взрыва
За время своего руководства в МВД после второго Майдана Арсен Аваков сумел не просто обезопасить себя от «разменной» отставки, укрепиться в украинском политическом поле, но и дать повод для кулуарных разговоров о своих карьерных аппетитах.
«Авакову все равно, в каком формате – он хочет сам быть субъектом и фактором политики. Хочет сам решать, а не быть частью какой-то команды», – говорят в АП. Имея полномочия главы силового ведомства, Аваков присовокупил к ним амплуа куратора радикальных формирований. Вроде выходцев из добровольческих батальонов, Нацкорпуса и даже партии «Свобода». Имея под рукой десятки уголовных дел против националистических лидеров, сделать это было несложно. То, что националисты «прислушиваются» к Авакову, не отрицают ни в окружении самого Авакова, ни в партии «Народный фронт».
Не так давно в СМИ появлялась информация о возможном сближении главы МВД с лидером «Батькивщины» Юлией Тимошенко. Но источники в правящей коалиции эту информацию не подтверждают. «Это неправда. Аваков сейчас вместе с Яценюком. А позиция Яценюка — не допустить президентства Тимошенко любой ценой», – рассказал собеседник издания. Впрочем, по другим данным, лидер «Батькивщины» и глава МВД держат коммуникацию через харьковских бизнесменов. Но дальше коммуникации эти взаимоотношения не идут.
Стоит отметить, что у главы МВД в последнее время сложные отношения с генпрокурором Луценко. Особенно после внесения последним представления на снятие депутатской неприкосновенности с «фронтовика» Евгения Дейдея, близкого к Авакову. Также не улучшила атмосферу странная история с обыском в доме замглавы МВД Вадима Трояна, где сотрудники ГПУ искали коррупционные деньги. «Луценко начал свои игры. Он сейчас сблизился с главой НАБУ Артемом Сытником и главой САП Назаром Холодницким», – рассказал источник, близкий к главе МВД.
Один из ключевых вопросов политического будущего коалиции – взаимоотношения Авакова с Порошенко. Особенно учитывая тот факт, что система полиции – серьезный фактор при проведении выборов. «Отношения Авакова с Порошенко кристально чистые, как слеза младенца. Ничем незамутненная «любовь» в переносном смысле», – сказал один из собеседников в окружении главы МВД. Надо сказать, что Аваков был одним из соавторов идеи «фронтовиков» о конституционной реформе в части ослабления президента и усиления Кабмина.
Особенно интересен вопрос об отношениях Авакова с Порошенко в свете ситуации с прорывом границы и вносом на территорию Украины Михаила Саакашвили. Которого, кстати, лишали гражданства при деятельном участии вертикали Авакова. К слову, сразу после решения вопроса по экс-президенту Грузии, к Трояну пришли с обыском.
Как известно, Госпогранслужба и подразделения полиции, стянутые к украинско-польской границе перед прибытием Саакашвили курируются Аваковым. И они то ли не смогли, то ли не захотели противостоять прорыву сторонников политика на погранпункт. При этом сам глава МВД заявил: «Я запретил и тем, и другим применять оружие и силовые воздействия на участников массовых акций у границы. Мы разделяли потоки, продумывали логистику и думали о безопасности собравшихся людей – прежде всего». «Авакову надо орден дать за ситуацию с Саакашвили. Там была бы кровь. Более того, Саакашвили могли бы просто застрелить в суматохе. И был бы у нас свой Немцов», — рассказал один из лидеров «Народного фронта».
«Команду не отправлять поезд с Саакашвили в Украину давал Порошенко. Министр – наоборот, говорил, что его надо впустить и разбираться на территории», – говорит собеседник, близкий к главе МВД. В окружении Авакова считают, что с Саакашвили необходимо поступать строго по процедуре. «Суд по незаконному пересечению границы. Апелляция на первое решение. Потом – депортация. Очень важно полностью выдержать процедуру, чтобы не было никаких вопросов», – описал ближайшее будущее экс-президента Грузии один из соратников министра.
Впрочем, есть и другая версия. Еще перед приездом Саакашвили в СМИ появилась информация о встрече политика с олигархом Игорем Коломойским. Факт такой встречи подтвердили сразу несколько источников во власти. При этом нужно помнить, что Коломойский дружит с Аваковым.
«Мы не скрываем, что у нас с ним хорошие отношения. Более чем хорошие. Мы с ним подельники. Это больше, чем дружба», – говорил в интервью Lb.ua Коломойский.
Помогла ли эта дружба Саакашвили прорваться на территорию Украины – вопрос открытый.
«Сейчас есть два олигархических лагеря. Лагерь Коломойского, Фирташа, Левочкина – это лагерь взрыва. Лагерь Пинчука и Ахметова – лагерь стабилизации», – охарактеризовал ситуацию в политическом поле собеседник в так называемой «стратегической девятке».