История с участием молдавских военных в многонациональных учениях Rapid Trident-2017 года получилась поистине эпической. Если кто-то пропустил подробности – то они следующие. Президент Молдовы, пророссийский социалист Игорь Додон запретил участие молдавских военнослужащих в многонациональных учениях с участием стран НАТО, которые проходят во Львовской области Украины с 7 по 23 сентября.
После чего премьер-министр Молдовы Павел Филипп назвал позицию главы государства «нелогичной», а правительство страны участие военнослужащих в учениях одобрило. И так хорошо одобрило, что на сегодня они уже прибыли на место учений.
Конечно, Молдова – парламентская республика, и полномочия главы правительства в ней вряд ли меньше, чем у президента. Но последний, согласно Конституции, все-таки является главнокомандующим вооруженных сил. И свободное поведение с военными подразделениями, которое практикует парламент и правительство страны, пахнет чем-то вроде военного переворота. Конечно, несколько десятков молдавских военных отправились не штурмовать президентский дворец, а учиться вместе с украинцами – но прямое невыполнение приказов главнокомандующего слабо коррелирует с адекватным функционированием вооруженных сил.
Но если присмотреться к политической ситуации в Молдове, то сразу бросается в глаза, что демонстративное игнорирование позиции действующего президента стало чем-то вроде хорошего тона сразу же после завершения выборов. Правящая коалиция Молдовы, костяком которой является Демократическая партия, которой руководит небезызвестный олигарх Влад Плахотнюк, успела изрядно обрезать полномочия Додона за две недели между моментом избрания и инаугурацией. Тогда из-под его контроля вывели Службу информации и безопасности, Государственную службу охраны, у президента забрали возможность отбрасывать предложенных министров, и тому подобное. А вот со статусом главнокомандующего – не успели.
С того времени правящая коалиция, в руках которой находится парламент, правительство, и все рычаги реальной власти в стране, неустанно демонстрирует Додону, что его место под солнцем является более чем скромным. Так случилось в момент, когда из Молдовы были демонстративно высланы российские дипломаты. Так случилось, когда назад на Россию завернули артистов, которые ехали в Приднестровье праздновать 25-летие завершения конфликта. Или когда ближайшим самолетом из кишиневского аэропорта отправили домой депутата российской Госдумы от ЛДПР Павла Шперова.
Реакция Додона на все эти действия правящей коалиции была стереотипной. Он давал короткое возмущенное интервью прессе, писал длинный и еще более возмущенный пост в соцсети. На том – и все.
Какая цель у этих неприглядных ударов по президенту страны? Кажется, она очевидна. В следующем году в Молдове состоятся очередные парламентские выборы. И если до того момента Додон не сможет доказать своим поклонникам, что способен хоть как-то влиять на ситуацию в государстве, рейтинг его политсилы, мягко говоря, претерпит неприятные изменения.
Может ли что-то поделать Додон в ситуации, которая сложилась? Векторов противодействий может быть два. Легальный – подача иска в Конституционный суд, и протестный – путем выведения сторонников под парламент Молдовы. Впрочем, большинство молдавских политологов сомневаются, что президент Додон отважится на какие-либо активные действия. Скорее всего, дело ограничится гневными комментариями в соцсетях. Что станет приговором для его политической силы. И не то чтобы «Демпартия Плахотнюка» вызвала какую-то любовь или уважение, но и Додона, этого любимца русскоязычных пенсионеров, тоже почему-то совсем-совсем не жаль.
Depo.ua