п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Ленин в Симеизе: Машина времени на острове маразма Это – еще один симптом страшной болезни, поразившей Россию, и постепенно проникающей в Крым

Как известно, Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Поскольку настоящее этой страны все более безрадостно, а будущее – туманно, взоры большинства россиян обратились именно в прошлое, силясь разглядеть там так необходимое им величие. Ну а раз величие в России почти всегда связано с «сильной рукой», нас не должна удивлять новая волна оправдания и отбеливания тамошних тиранов. Вслед за Сталиным «культивации» в очередной раз подвергся Ленин – теперь и в Крыму, пишет Андрей Введенский для Крым.Реалии.

Как уже сообщали Крым.Реалии, в крымском курортном поселке Симеиз 5 сентября открыли памятник Владимиру Ленину. По словам очевидца Сергея Сардыко,

«Хорошо все организовано, душевно, оркестр играл, песни пели советские… Особенно было трогательно, когда дети отвечали на призыв: «К борьбе за родину, справедливость и честность будьте готовы!», – «Всегда готовы!». Молодцы, коммунисты!».

Гранитный бюст Ленина был установлен в сквере у вилл «Ксения» и «Мечта» по инициативе КПРФ по программе восстановления советских памятников. До 1993 года в поселке уже стоял памятник «вождю», но затем от него остался лишь постамент.

Безусловно, даже сам по себе, оторванный от нынешнего политического контекста, факт установки бюста Ленина вызывает удивление. Хорошо известно, что первый советский лидер никогда не был на полуострове, поэтому, разумеется, памятник ставится не ему как личности, а скорее – олицетворяемой им идее. И хотя с момента падения тоталитарного коммунистического режима прошло уже более полувека, ностальгия по нему не проходит.

Печальнее всего выглядело посвящение учащихся поселковой школы в «пионеры». СССР уже нет, «Единая Россия» тоже не заставляет, но все равно нашелся десяток родителей, настойчиво толкающих своих чад в безвозвратно ушедшее прошлое. Конечно, были в социальных сетях и те, кто посмеялся над карго-культом Советского Союза:

«Машина времени на острове маразма»,

или

«А «Вихри враждебные» пели? Люблю, когда эту песню поют со смесью веры, одержимости и конечной остановки дебилизма. Искренность подкупает»,

но они остались в меньшинстве даже в сравнении с количеством новоиспеченных «пионеров», не говоря уже обо всех коммунистах Симеиза.

Впрочем, это не самая большая проблема Крыма, и если кому-то хочется играть в пионерию с горнами, красными галстуками и призывом «Будь готов!», то почему бы и нет – каждый сходит с ума по-своему.

Но ведь дело в том, что симеизский Ленин – это не просто симеизский Ленин, не культурный артефакт и не туристический объект. Это – еще один симптом страшной болезни, поразившей Россию, и постепенно проникающей в Крым.

Болезни исторического двое-, а то и троемыслия.

То, что коммунистический режим СССР преступен по своей сути – из-за силовой узурпации власти и массовых репрессий против собственного населения – понятно каждому, кто хоть раз открывал Википедию. Естественно, немало в мире и соглашателей, и «оправдателей» советских преступлений, как хватает и отрицателей Холокоста. Беда лишь в том, что в нынешней России, а с недавних пор и в Крыму, исторический ревизионизм по отношению к советскому прошлому стал частью государственной политики.

Если в начале 90-х гг. Кремль признался в расстрелах в Катыни и согласился на создание мемориалов жертв коммунистических репрессий, то сегодня колесо стремительно катится в обратную сторону. Историка Юрия Дмитриева, поведавшего миру об урочище Сандармох, где в 1937-38 гг. был истреблен цвет национальной интеллигенции советских республик, теперь судят по уголовной статье.

Из более чем 120 памятников и бюстов Сталину, разбросанных по всей России, примерно 15% – это сохранившиеся в музеях и частных коллекциях оригиналы 30-50-х гг. прошлого века. Остальные – новоделы, которые начали массово появляться не только в зданиях обкомов КПРФ, но и на школьных дворах и городских перекрестках сразу после прихода к власти Владимира Путина.

Не обошла стороной эта зараза и Крым – в 2015 году на здании рескома компартии в Симферополе открыли мемориальную табличку, а в Ливадии поставили памятник «Большой тройке» (лидеры трех великих держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне – Великобритании, США и СССР – КР), в т.ч. и Сталину. Худшего надругательства над исторической памятью крымских татар и не придумаешь (ну еще памятник Екатерине II, который был открыт чуть позже). Также Сталин фактически победил в телевизионном проекте «Имя России» в 2008 году, но тогда власть все еще стеснялась, поэтому на первое место «накрутили» Александра Невского.

Ну раз уже патентованный палач и тиран Сталин не вызывает у россиян отвращения, то что уж говорить Ленине, за которым закрепился образ «доброго дедушки», хотя на его руках не меньше крови. Иначе, чем насмешкой, нельзя назвать тот факт, что открытие памятника Ленину в Симеизе и Феликсу Дзержинскому в Кирове состоялось 5 сентября – в день 99-й годовщины официального начала в России «красного террора».

Это было неприкрытым плевком в память десятков тысяч жертв коммунистического режима в 1917-18 гг. и откровенной заявкой на забвение миллионов погибших от рук советской власти за все время. И особенно издевательским это выглядит по отношению к Крыму – одному из наиболее пострадавших от «красного террора» регионов.

Но зачем нынешняя российская власть так активно апеллирует к советскому прошлому, даже к наиболее печальным его страницам?

Общепринятых ответов два. Во-первых, нынешний путинский авторитаризм нуждается во внутренней легитимности, и легко находит ее в образах «твердой руки» советской эпохи. Да, говорят кремлевские пропагандисты россиянам, над вами неконтролируемая власть, зато у вас есть стабильность. И народ, помнящий времена СССР, со вздохом соглашается.

Правда, после 2014 года холодильники стали постепенно пустеть, так что этот «общественный договор» оказался под угрозой, что мы отчетливо видели на примерах бунтующих школьников весной-летом 2017 года, но в целом мантра пока работает. Во-вторых, Россия на внешней арене пытается получить индульгенцию на вмешательство в дела других государств, оправдываясь именно советским великодержавным наследием, в первую очередь – победой над нацизмом. В том смысле, что «страна антифашистов» не может быть агрессором.

Но к этим абсолютно правильным ответам рискну прибавить третий, особенно важный для Крыма. Дело в том, что советская история имеет совершенно разное преломление в национальной памяти каждой из трех основных групп крымчан.

Русские – переселенцы из России и военные пенсионеры, разумеется, советскую власть преимущественно одобряют, поскольку именно она дала им «во владение» этот райский уголок. О репрессиях говорят мало, потому что на полуострове потомков палачей на порядок больше потомков жертв. Так что Ленин и Сталин большинству русских приходятся по душе.

На другом конце шкалы – крымские татары, преимущественно (и справедливо) ненавидящие обоих за гибель своей государственности в 1918 году и депортацию в 1944 году. Их реакцию на памятники Ленину и Сталину нетрудно предугадать.

Место посередине занимают украинцы, с одной стороны получившие от советской власти Крым, а с другой – Голодомор, но на сегодняшний день более склоняющиеся к осуждению коммунистического режима (речь именно об украинцах Крыма, а не о русских с украинскими фамилиями).

Так вот, насаждение в Крыму памяти о советском наследии не может не спровоцировать еще один раскол между жителями полуострова – и нынешняя кремлевская власть это прекрасно понимает. Крымские татары и примкнувшие к ним сознательные украинцы будут разъярены новыми Лениными и Сталиными, а большинство местных русских получит дополнительный повод отдалиться от своих соседей, не любящих «нашу общую историю», и еще больше уповать на Москву.

Для имперской политики «разделяй и властвуй» все средства хороши. А памятники тиранам – в особенности.


Наша Рада
Поділіться цим