Дискуссия относительно введения миротворцев на Донбасс, которая началась еще два года назад, недавно возобновилась. Президент России Владимир Путин назвал миротворческую миссию «целесообразной». Но главная позиция президента РФ – миротворцы должны быть исключительно на линии разграничения и обеспечивать безопасность сотрудников ОБСЕ, пишет Андрей Коваленко для Depo.ua.
Стоит напомнить, что впервые о миротворцах заговорил президент Украины Петр Порошенко в 2015-м году. Речь также шла и о полицейской миссии, предложение даже приняли на СНБО. На Генассамблее ООН в сентябре этого года Петр Порошенко собирается презентовать свое видение.
«Идею с миротворцами я собираюсь презентовать в Нью-Йорке на сессии Генеральной ассамблеи ООН, – говорил Порошенко в августе. – Да, страна-агрессор является постоянным членом Совета безопасности ООН и, к сожалению, обладает правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению «, – сказал он во время своего выступления в Северодонецке Луганской области.
Порошенко отмечал, что 24 июля во время телефонных переговоров лидеров стран «нормандского формата» он акцентировал на необходимости введения на Донбасс миротворческой миссии ООН с мандатом Совета безопасности ООН.
Недавно Владимир Путин ответил: «Не вижу здесь ничего плохого, наоборот считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на юго-востоке Украины, но, разумеется, речь может идти о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ. Второе: эти силы должны находиться на линии разграничения, а не на каких-то других территориях. Третье: решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники».
Кроме этого, Путин напомнил, что такие решения невозможно принимать без контакта с лидерами «ЛДНР»…
Такие слова Путина сразу указывают на разницу в понимании ситуации сторонами конфликта и практически делают невозможным компромисс по этому вопросу в самом начале.
Стоит напомнить, что год назад речь шла о возможности вооружения миссии ОБСЕ. И рассматривалась возможность присутствия миссии как на линии разграничения, так и на украинско-российской границе. Впрочем, идея с вооруженной миссией умерла так и не родившись.
По словам Владимира Путина, он эту идею поддерживал, но сама ОБСЕ отказалась от вооружения сотрудников, которые не имеют подобного опыта. Но на самом деле действия его марионеток террористов, которые регулярно не пускали, угрожали и даже взрывали машины ОБСЕ (вблизи с. Пришиб) показывали, что этот вопрос невозможно решить. И никаких вооруженных ОБСЕшников в «ЛДНР» не будут приветствовать.
Если верить президенту РФ, он поручил МИД вынести резолюцию на рассмотрение Совбеза ООН. Впрочем, уже сейчас понятно, что Россия согласится на игру в миротворцев исключительно на собственных условиях. Решение о размещении касок исключительно на линии разграничения не может устраивать Украину, поскольку, нам нужно перекрыть границу с РФ. Впрочем, Россия сделает все, чтобы миротворцев на границу как раз не пустить. Так же, как и наших пограничников. Кроме этого, с самого начала дискуссии становится понятно, что в вопросе с миротворцами Россия продолжит давить на Украину и попытается посадить за стол переговоров Порошенко с Захарченко и Плотницким. Таким образом в определенной степени Путин хочет легитимизировать «республики». Но этого, по понятным причинам, не произойдет. Поэтому дискуссия относительно миротворцев рискует так и остаться набором слов. Поскольку, видение миротворческой миссии в Украине и России совершенно разное.
По словам нардепа от БПП Арьева, Россия стремится к повторению Приднестровского сценария с введением «своих» миротворцев на Донбасс. И в этом также есть определенная доля истины.
Однако, нам сегодня стоит очень хорошо подумать, нужно ли активно педалировать тему миротворческого контингента и вообще насколько быстро «голубые каски» теоретически могут появиться на Донбассе.
Отправке миротворцев предшествует длительная и изнурительная процедура. Ведутся начальные консультации – какие страны готовы направить своих военных и в каком количестве – составляется стратегическая оценка ситуации, в зону конфликта направляется специальная миссия. Все это требует немало времени, ориентировочно – год. Окончательное решение принимает Совет безопасности ООН. И, если игра идет не на условиях Путина – Россия использует право вето.
Кроме этого, Россия может выставить заведомо невыполнимое условие относительно своих военнослужащих в миссии. И обязательно это сделает. Таким образом, по сути, мы рискуем официально отдать линию разграничения под контроль россиян. При этом, украинско-российская граница Донбасса так же будет за ними. Опыт Грузии и Молдовы показал, насколько опасны так называемые российские миротворцы. В первом случае все завершилось войной. Во втором — Кишинев никак не может избавиться от российских военнослужащих, которые до сих пор присутствуют в Приднестровье.
Стоит также помнить, что сегодняшняя роль миротворцев ООН – исключительно буферная между сторонами конфликта. Всего операций по поддержанию мира было 69. Говорить о высокой эффективности не приходится, ибо некоторые не смогли помешать массовым убийствам, как в Сребренице.
В любом случае, вопрос «голубых касок» сегодня выглядит очередным предметом торгов. Компромиссов между сторонами нет. Главное для Украины в этой ситуации – не допустить российского сценария с миротворцами исключительно на линии разграничения, учитывая наличие в действиях россиян. Делать это можно многими как дипломатическими, так и чисто военными методами, не отводя технику не прекращая боевые действия, если россияне не пойдут на компромисс. Нам нужно педалировать вопрос контроля над украинско-российской границей, а уже потом вести дискуссию о каких-то миссиях.