Строительство моста из Краснодара в Крым через Керченский пролив выходит, как заявляют российские официальные лица, на финишную прямую. Даже я, хоть особо и не интересовался в последнее время, слышал, что завершено едва ли не 70% работ, – пишет политолог Иван Преображенский для Deutsche Welle. – В связи с этим с 3 августа на все прилегающие территории и обзорные площадки строительства моста вход запрещен — их берут под охрану бойцы Росгвардии.
Оно и понятно – ведь после аннексии Крыма и неудачной попытки пробить через Мариуполь сухопутный коридор в Россию, это объект особого внимания, в том числе и лично президента Путина. Правда, мало кто помнит, что пока это объект – тупиковый. Даже если мост достроят в срок, ехать автомобилисту, после того как он пересечет Керченский пролив, будет некуда – федеральная трасса на Симферополь не готова сейчас и вряд ли появится в 2018 году.
«Стройки века»
Не буду обращаться в далекое прошлое, как это сейчас модно в России, и рассуждать про бесполезный Царь-колокол или бессмысленную Царь-пушку. В современности достаточно примеров того, как россияне, успешно преодолевая трудности, реализовывали гигантские проекты. При этом практической пользы, сопоставимой с затратами, они не получали.
Пожалуй, самый яркий пример за правление Владимира Путина – это зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году. Даже по версии Счетной палаты, затраты на Игры составили около 325 млрд рублей. По независимым оценкам – как минимум в два раза больше. А если еще приплюсовать строительство в Сочи спортивных и других необходимых зданий, то может получиться и более 1,5 трлн рублей.
Много это или мало? Сравнивая с теми же официальными расходами на строительство Керченского моста, выходит, что много. Даже названная Счетной палатой сумма – и то больше, чем такие же сомнительные, формально озвученные расходы на мост в размере около 228 млрд рублей. При этом своих целей Олимпиада не достигла. С точки зрения медального соревнования у России все в порядке. Но ведь речь шла о повышения привлекательности Российской Федерации для иностранцев. И тут деньги явно были выброшены на ветер. Задумавшаяся как мощный пиар-ход, Олимпиада была практически забыта – как внутри страны, так и за ее пределами – после аннексии Крыма в марте того же года.
Другой пример – мост на остров Русский во Владивостоке. Его успешно, с трудом уложившись в сроки, построили к саммиту АТЭС. Это уникальная конструкция. И вот теперь по ней сотни студентов ездят учиться, потому что кроме них мост никому не нужен, маршрут ведь тупиковый, дальше острова Русский по нему не уехать никак, разве что вплавь.
Гигантомания идет в массы
В советское время все подобные проекты назывались «стройками века». И лишь немногие из них приносили реальную пользу, сопоставимую с затратами на имперское величие и тягу к гигантомании. Каждый новый масштабный проект придуман сегодня, кажется, для того, чтобы его авторы смогли поглубже засунуть руку в госбюджет. В этот ряд вполне может попасть и строго охраняемый мост через Керченский пролив.
Проблема для России традиционная – дураки и дороги. Первые планируют прокладку вторых и, в итоге, дорог просто пока нет. Создается клубок почти неразрешимых противоречий. Автомобилисты получат уникальную возможность прокатиться с ветерком по мосту над морем и уже с крымской стороны встать в многочасовую пробку. До сих пор построено всего пара километров дороги с одной стороны моста и несколько сот метров – с другой.
Что касается железнодорожного пролета моста, то польза от него также будет весьма скромная до тех пор, пока госкомпания РЖД не электрифицирует крымские железные дороги. А за это планируют взяться не раньше 2021 года. Связано такое странное отношение к инфраструктуре, вероятно, с многовековой российской традицией. Нам легко напрячься на короткий срок и все сделать – причем, в авральном порядке. А вот на планомерную однообразную деятельность россияне редко способны.
Таким образом, получается, что Керченский мост может оказаться очень дорогой, но совершенно бесполезной игрушкой для Кремля. Покажут, наверняка, по телевизору открытие моста, глава государства торжественно перережет ленточку. И на этом – все! Гигантский показательный проект упрется в бездорожье и еще немало лет будет представлять собой, как сочинская Олимпиада, хорошую задумку, упершуюся в российский имперский тупик.