Я полагаю, ждать скорого улучшения отношений между Америкой и Россией можно только в том случае, если Россия откажется от той откровенно антизападной агрессивной политики, которую она проводит. Прекратит, в частности, вмешательство в дела Украины, прекратит поддерживать сепаратистов в оккупированном Донбассе и вернет назад Крым. Но рассчитывать на то, что Россия это сделает при Путине, не приходится.
Поэтому скорого улучшения отношений между Россией и Америкой ждать может только наивный человек. Особенно с учетом того, что Трамп, по остроумному замечанию одного моего коллеги, по сути дела подписал закон об отсрочке импичмента.
Не о новых санкциях против России, Северной Кореи и Ирана, а политически — об отсрочке процедуры импичмента, которая ему действительно могла угрожать, если бы он этот закон не подписал. Тогда бы все сошлось: обвинение в том, что люди из его ближайшего окружения о чем-то пытались договориться с русскими еще в процессе предвыборной кампании и в переходные периоды, и обвинение в том, что российские спецслужбы вмешивались в предвыборный процесс в Соединенных Штатах в прошлом году с целью помочь Трампу победить на выборах.
Вот если бы после этого Трамп взял бы и не подписал этот закон, то он бы сделал колоссальный шаг в сторону больших неприятностей. Поэтому пока Трамп остается президентом, никто никогда не забудет все эти разговоры про российский след в его карьере. Такие вещи в Соединенных Штатах быстро не забываются.
Как это не смешно, но это блестящая иллюстрация поговорки: «за что боролись, на то и напоролись».
Путину и его людям казалось, что «уж с Трампом-то мы договоримся», а в результате явно и тайно поддерживая Трампа, откровенно болея за него, нынешний правящий в России режим получил себе головную боль на все оставшиеся годы пребывания Трампа в Белом доме.
Господин Медведев, премьер-министр, который отвечает в первую очередь за состояние российской экономики, крепко бы призадумался о последствиях этих новых, значительно более жестких американских санкций. Потому что они обрекают Россию на все большее и большее технологическое отставание от остального мира, от цивилизации, которая сейчас переживает небывалую научно-техническую революцию.
Пока что российская экономика держится в основном за счет того, что качает нефть, газ и снабжает ими за твердую валюту другие страны. Но ведь мы не знаем, что будет через 10-15 лет.
Я абсолютно убежден, что в результате научно-технической революции вполне вероятно потребление нефти и газа через эти самые 10-15 лет значительно сократятся. Мир переходит на другие виды энергии.
В мире самыми успешными, самыми богатыми компаниями становятся компании, которые производят программный продукт, информационные технологии, которые торгуют товарами и услугами через интернет.
Я люблю приводить этот пример. 10 лет назад самой крупной и самой богатой в мире компанией была компания Exxon Mobil – крупнейшая в мире нефтедобывающая корпорация. Сегодня самая большая в мире компания – это Amazon, ее хозяин – самый богатый в мире человек.
Вот как мир изменился за последние 10 лет. Что будет еще через 10 лет мы даже не можем себе предположить, но я уверен, что в результате санкций Россия, которая уже во многих отраслях безнадежно отстала от Запада, отстанет еще больше.
Евгений Киселев / Обозреватель