На московской демонстрации против цензуры в интернете был хороший плакат: «Как может страна, которая видит угрозу в гомосексуалах, утках, покемонах и репостах, называть себя великой?»
Но это лишь на первый взгляд парадокс. «Величие» – идеологема из типичного авторитарного набора, подразумевающего, что государство намного приоритетнее частного человека.
«Величие» подразумевает жертвенность граждан во имя государственных (идеологических, религиозных, военных, статусных) амбиций – в ущерб благополучию (комфорту и удобству) отдельного гражданина.
Страна, озабоченная «величием», как правило, и оказывается уязвимой для прогресса и истории, поскольку лишает граждан подлинно глубокой мотивации любить свою родину, принуждая ставить во главу угла «интересы страны» (читай – элиты).
Именно «великая Россия» и должна бояться покемонов, геев, интернета и репостов, – поскольку авторитарные системы обычно нестабильны и не способны полагаться на социальную поддержку – тех самых граждан, которых и приносят в жертву «величию».
Чем проще и обыденней государственная идеология, чем ближе она к частному (не-великому) человеку, тем прочнее социальная система и богаче государство.
Если бы плакат делал я, то написал бы, наверное, так: «Долой «Великую» Россию, – источник нищеты, бесправия и смуты!».
Алексей Хоц / Facebook