В любой военной операции есть пропагандистская составляющая. Именно она выходит на первый план в ожидаемом подрыве оккупантами Каховской ГЭС на Херсонщине. Главный смысл этой операции может заключаться в том, чтобы Путин получил повод для нанесения «ответных ударов» по плотинам ГЭС, которые расположены выше по Днепру: в Запорожье, Каменском, Светловодске, Каневе, Вышгороде.
Что готовит Путин
О том, что оккупанты намерены разрушить плотину Каховской ГЭС, стало известно еще 13 октября. Об угрозе для плотины проговорился российский пропагандист Александр Малькевич, который курирует медийную составляющую оккупации Херсонщины. То есть это не просто какой-то там блогер, а один из главных персонажей оккупационной администрации. В своем ТГ-канале он сообщил, что «Киев хочет довести ситуацию до прорыва Каховской дамбы», и придумал этому идиотское объяснение: «Враг по большой воде сможет легче форсировать Днепр и выйти к Херсону».
18 октября новый командующий российской войной в Украине генерал Суровикин заявил в телеинтервью о наличии у него данных «о возможности применения киевским режимом запрещенных методов войны в районе города Херсон, о подготовке Киевом массированного ракетного удара по плотине Каховской ГЭС, нанесения массивного ракетно-артиллерийского удара по городу без разбора целей». Конечно, из этого заявления не следует, что окончательное решение о разрушении плотины уже принято. Но можно предположить, что у Путина есть эта опция, то есть что подрыв Каховской ГЭС готовится.
Наличие такой возможности подтверждает российский ТГ-канал «Воля», ссылаясь на источники в российском военном руководстве. «После отхода основных сил ВС РФ с правого берега с большой вероятностью будет подорвана дамба Каховской ГЭС. Те российские подразделения, что не успеют перейти реку до подрыва, останутся на правом берегу и вынуждены будут либо умирать, либо сдаваться», — сообщил он в ночь на 19 октября.
Ранее тот же ТГ-канал рассказал о подготовке Путиным ракетных атак на три гидроэлектростанции, расположенные выше по Днепру: Днепровскую (в Запорожье), Среднеднепровскую (в Каменском) и Кременчугскую (в Светловодске). Еще одним элементом этого сценария должна стать авария на Запорожской АЭС. Пропагандистская подготовка к такому развитию событий была начата еще полмесяца назад. 5 октября на российском государственном телеканале «Звезда» выступил член оккупационной администрации Запорожской области Владимир Рогов. Он заявил, что ВСУ, дескать, готовят на ЗАЭС «фукусимский» сценарий — хотят затопить атомную станцию при помощи подрыва Кременчугской ГЭС, которая находится выше по Днепру.
Однако в своем первоначальном виде этот сценарий не был реализован. Авария на ЗАЭС была нужна Путину как повод для применения ядерного оружия. Но версия о том, что украинцы сами подорвали Кременчугскую ГЭС, чтобы затопить ЗАЭС, выглядела слишком неправдоподобно, чтобы пытаться продать ее западному общественному мнению. Также на Кремль могли подействовать предупреждения из Вашингтона о неядерном возмездии от США в случае применения Россией ядерного оружия против Украины.
В итоге Путин добавил в сценарий новый элемент: подрыв Каховской ГЭС. Смысл в том, чтобы развязать гидрологическую войну, которая может нанести Украине даже больший ущерб, чем применение тактического ядерного оружия.
С 5 октября Россия считает Херсонскую область своей территорией. Если будет взорвана Каховская ГЭС, Путин назовет это «применением киевским режимом запрещенных методов войны» — именно такую формулировку уже озвучил Суровикин в телеинтервью. И в качестве ответного удара Путин может нанести ракетные удары по плотинам ГЭС, которые расположены выше по Днепру. Причем не только в Запорожье, Каменском и Светловодске, как он планировал первоначально, но и в Каневе над Черкассами и в Вышгороде над Киевом. (Другой вопрос, есть ли у него для этого необходимое число высокоточных ракет достаточной дальности.)
Именно поэтому очень своевременным оказалось публичное предупреждение, с которым Владимир Зеленский выступил на евросаммите 20 октября. «У нас есть информация, что российские террористы заминировали плотину и агрегаты Каховской гидроэлектростанции, — сообщил он лидерам стран Евросоюза. — Разрушительные экологические, гуманитарные, техногенные последствия одного этого российского теракта могут стать такими, что его будут называть исторической катастрофой. По нашей информации, Россия уже подготовила все, чтобы совершить этот теракт. Украинские работники были выброшены с Каховской станции — там только российские граждане. Они полностью контролируют станцию. Нужно немедленно действовать, чтобы у России не было возможности реализовать эту катастрофу».
Возможные последствия
Можно надеяться, что США и Евросоюз найдут убедительные аргументы, чтобы Путин отказался от планов атаковать плотины на Днепре на территории, контролируемой Украиной. В таком случае вероятность подрыва Каховской ГЭС уменьшится, но все же не до нуля. Оккупанты могут попытаться разрушить плотину для достижения сугубо локального военного результата — предотвратить украинское наступление по дамбе с правого берега на левый (с Козацкого на Новую Каховку).
Однако для этого нет необходимости подрывать всю станцию. К тому же полностью разрушить плотину Каховской ГЭС — очень сложная задача. По оценкам специалистов, более вероятно частичное разрушение. Возможно, оккупантов как раз и устраивает такой вариант.
Сейчас в Каховском водохранилище около 18 млн кубометров воды. В случае полного разрушения плотины последствия будут катастрофическими прежде всего для левобережной части Херсонщины, которую оккупанты надеются во что бы то ни стало оставить за собой. Поток воды высотой до 5 м разольется на ширину до 5 км. Затопление продлится около трех суток, пока вся вода не уйдет в Черное море.
Правый берег, где расположен Херсон и где с разных сторон наступают наши войска, более высокий. Поэтому последствия для него будут на порядок менее катастрофическими.
Если оккупанты хотят уменьшить разрушения на левом берегу, они должны удовлетвориться частичным, а не полным разрушением дамбы, чтобы уменьшить поток воды. Впрочем, даже частичное разрушение будет иметь долгоиграющие последствия. Прежде всего, вместе с Каховским водохранилищем (даже если оно обмелеет только наполовину) лишится воды Северокрымский канал, по которому оккупанты сейчас поставляют днепровскую воду в оккупированный Крым. А главный смысл (ну или один из главных) завоевания сухопутного коридора в Крым заключался как раз в том, чтобы захватить Северокрымский канал и пустить по нему днепровскую воду в Крым.
Кроме того, останется без воды для охлаждения Запорожская АЭС. Вода для нее берется именно из Каховского водохранилища. Его восточная часть (на берегу которой и расположена АЭС) более мелкая. И вода оттуда уйдет сразу, даже если Каховская дамба будет разрушена только наполовину.
Путин, конечно, любит применять ядерный шантаж. Но в данном случае он может получить чрезвычайную ситуацию, которая выйдет у него из-под контроля.
Поэтому не следует переоценивать решимость Путина реализовать какой-либо из вышеописанных сценариев. Но знать о них, безусловно, надо.
Юрий Вишневский / Деловая столица