Президент США Джо Байден в последние полгода разговаривает с Путиным исключительно на языке жестов. Особенно красноречивые жесты все увидели 24 августа, на День Независимости Украины. Байден объявил о новом пакете военной помощи Украине на рекордную сумму $2,98 млрд. А газета The Wall Street Journal сообщила, что Вашингтон также планирует назначить генерала для руководства американской военной миссией в поддержку Украины.
Смысл этих жестов уже прокомментировали представители Пентагона. Судя по их разъяснениям, Вашингтон уверен, что Украина с западной поддержкой сумеет отвоевать свои территории, даже если на это понадобятся несколько лет.
«Вызов путинской теории»
Начнем с общей картины, какой ее видят в Вашингтоне: на что надеется Путин и что этому собирается противопоставить Байден. Об этом рассказал на брифинге заместитель министра обороны США по вопросам политики Колин Каль.
«Насколько мы можем судить, Путин не отказался от своих общих стратегических целей по захвату большей части Украины, свержению режима, возвращению Украины в состав новой Российской империи. Что он сделал, так это удлинил свой график, признав, что он идет не по плану. И, как следствие, его теория победы состоит в том, что он может переждать всех. Он может переждать украинцев, потому что они будут измучены и истощены. Он может переждать нас, потому что мы сосредоточим свое внимание на другом. Он может переждать европейцев из-за высоких цен на энергоносители или чего-то еще», — сформулировал Каль надежды Путина.
Понятно, что представитель Пентагона не мог упоминать в этом контексте внутриполитические проблемы США. Но его слова «переждать нас» намекают именно на это. Путин может надеяться переждать Байдена — дождаться 5 ноября 2024 г., когда в США должны состояться президентские выборы. У Кремля, наверное, есть основания предполагать, что если победит Дональд Трамп, то позиция США изменится радикально. Месяц назад Трамп оскандалился заявлением о том, что Украина должна была признать Крым частью РФ и отказаться от курса в НАТО, чтобы избежать полномасштабной войны с Россией. И хотя затем риторика Трампа изменилась, это может быть не более чем уловкой.
Так вот, администрация Байдена собирается не просто поломать кремлевские планы, но и обратить развитие событий в противоположную сторону. Чтобы новый хозяин Белого дома, даже если это будет Трамп, уже ничего не смог изменить.
Каль подчеркнул, что объявленный Байденом пакет на сумму $2,98 млрд нацелен на то, чтобы дать Украине необходимое в среднесрочной и долгосрочной перспективе. «Дело не в борьбе сегодня, завтра, на следующей неделе, дело в способности Украины защитить себя и сдержать дальнейшую агрессию через год, через два года», — уточнил он. По его словам, этот пакет «бросает вызов путинской теории, согласно которой мы не будем поддерживать Украину в долгосрочной перспективе».
Кстати, это будут совершенно новые системы. Физически они еще не произведены — это заказ, который получат американские оружейные компании. Поставки вооружений из этого пакета начнутся в ближайшие несколько месяцев и продолжатся в ближайшие годы. Эти системы, говорит Каль, «сформируют костяк мощных украинских сил будущего, способных защищать Украину долгие годы».
«Истребители — на столе переговоров»
Впрочем, сдержать дальнейшую агрессию — это только программа-минимум. Белый дом планирует достичь трех целей. Вот как их сформулировал Каль. Первая цель — чтобы Украина выжила и сохранилась как демократическая, независимая, суверенная страна с неприкосновенностью своей территориальной целостности. Вторая — чтобы Россия заплатила цену, превышающую выгоды, которые она получает от агрессии, чтобы она не повторила этого снова и чтобы другие агрессоры усвоили этот урок. Третья — чтобы планы Путина ослабить Запад и НАТО были перевернуты «с ног на голову» — т.е. чтобы НАТО и свободный мир стали сильнее. «Я думаю, что мы находимся на пути к достижению всех трех целей», — резюмировал заместитель министра обороны США.
Также он акцентировал на том, что пакет в размере $2,98 млрд «не будет нашим последним, мы продолжим тесно консультироваться с Украиной по ее краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным потребностям». Журналисты, конечно же, спросили его о самолетах. Отвечая на этот вопрос, Каль сообщил, что министр обороны Ллойд Остин поручил своему офису работать с Объединенным комитетом начальников штабов и Европейским командованием США «над картиной будущих вооруженных сил Украины на среднесрочную и долгосрочную перспективу» в тесной консультации с украинцами. «Могу вам сказать, что истребительная авиация остается на столе переговоров, просто окончательных решений по этому поводу еще не принято», — добавил он.
Долгосрочная миссия
Собственной информацией о долгосрочных планах Белого дома поделилась газета The Wall Street Journal. По ее сведениям, в ближайшие недели администрация Байдена планирует дать название своей военной миссии по поддержке Украины и назначить генерала, который ее возглавит. Наделение операции собственным именем, отмечает газета, формально признает армейские усилия США, подобно тому, как Пентагон назвал миссии в Ираке и Афганистане операциями «Иракская свобода», «Несокрушимая свобода» и «Страж свободы».
Некоторые украинские медиа поспешили интерпретировать это сообщение в том смысле, что, дескать, США собираются начать в Украине военную операцию, которой будет руководить генерал. Но ничего подобного в сообщении WSJ нет. Там речь идет исключительно о миссии по обучению украинских военных и оказанию помощи. Видеть в этом американскую военную операцию — это фактически подыгрывать кремлевской пропаганде, которая постоянно врет, что Россия воюет в Украине не с украинцами, а с НАТО.
Смысл сообщения WSJ совсем в другом: американцы решили оформить свою миссию в Украине как долгосрочную. И это полностью вписывается в те планы Белого дома, о которых шла речь выше.
Наделение обучения и помощи собственным именем, подчеркивает WSJ, имеет большое бюрократическое значение, поскольку обычно влечет за собой долгосрочное целевое финансирование и возможность специальной оплаты, лент и наград для военнослужащих, участвующих в этих усилиях. Выбор генерала, который, как ожидается, будет двух- или трехзвездным, отражает создание команды, ответственной за координацию усилий, переход от преимущественно разовых мероприятий к обучению и помощи украинцам в течение многих лет.
Информацию WSJ по просьбе журналистов прокомментировал на брифинге пресс-секретарь Пентагона бригадный генерал Пэт Райдер. Он не стал подтверждать сообщение газеты, но поделился собственными соображениями «из своего опыта». Когда операция получает название, это обычно влечет за собой финансирование на уровне Минобороны. Как правило, в зависимости от размера и размаха этой операции, будет иметь место какое-то координационное сотрудничество между Минобороны и Объединенным комитетом начальников штабов. «Не зная, о чем мы конкретно говорим, я размышляю здесь с точки зрения совместной оперативной группы, или усилий на театре военных действий, или глобальных усилий, это просто зависит от ситуации», — пояснил он разнообразие возможных вариантов.
Итак, если это реализуется, американская миссия в Украине получит не просто собственное название, а отдельную строку в военном бюджете, постоянный штатный состав и высокий статус командования. Задачи этой миссии могут меняться в зависимости от развития ситуации. И это тоже предупреждение Путину от Байдена.
Юрий Вишневский / Деловая столица