«Дебаты» Гиркин-Навальный прошли предсказуемо и скучно. Настолько скучно, что про них даже сложно что-то рассказывать, – пишет Сергей Ильченко для Деловой столицы. – Позабытые уже сеансы Кашпировского на их фоне смотрелись бы просто фильмом в жанре «action». Оппоненты выглядели будто спарринг-партнеры, бережно похлопывающие друг друга павлиньими перьями — не дай бог станет больно.
На дебаты было вынесено три темы:
— Как победить коррупцию?
— Как выстраивать отношения с Западом?
— Что делать с Донбассом?
Дискутанты начали с разминки, обмениваясь колкостями. Отвечать по жребию первому выпало Навальному, который немного потроллил Гиркина: как мол он мог сидеть под портретом Путина – неужели ему не было понятно, что эти люди не имеют других целей, кроме личного обогащения. Гиркин отмежевывался – мол, знал, но верил в 2014 в революцию сверху, а потом разочаровался. Хотя поначалу очень воодушевился тем, «что сделали с Крымом».
С коррупцией вышло как-то криво: Навальный развертывал планов громадьё, Гиркин говорил, что коррупция неуничтожима до тех пор, пока экономика в руках олигархов. Здесь монархист Гиркин и националист Навальный как-то по старой, вероятно, привычке, перешли к марксизму в рамках советского вузовского курса «истпарт-диамат-истмат» заспорили о базисе и надстройке и успешно запутались. Как «уничтожить само место олигархов» и добиться того, чтобы «Россия перестала быть сырьевым придатком Запада» осталось неясным. И тут пошли вопросы от зрителей: как, мол, бороться с коррупцией если вся власть и все борцы с коррупцией безнадежно коррумпированы?
В общем, сошлись на том, что коррупция зло, а чтобы его искоренить, надо поставить во главе всего честных людей. Которых, правда, неоткуда взять.
Перешли к Западу. Выяснилось, что Гиркин считает Запад виноватым в том, что он «позволил российским олигархам «построить эту систему» и «вывозить триллионы долларов из России», а Навальный полагает что Запад тут ни при чем, а Россия должна сама решать свои дела. Правда, кто эта персонифицированная Россия осталось не вполне ясным. Очевидно – сторонники Навального?
По мнению Навального не Запад научил Путина воровать и не Запад придумал залоговые аукционы. Все страны действуют в свою пользу и это нормально. И только в России элита действует в пользу своих личных интересов – это вообще безродные космополиты.
Гиркин с этим не спорил, но заметил, что окружение Путина – по сути, колониальная администрация Запада, набранная им из местных. В общем – не пришли к общему мнению, о том, что первично: российского воровство или западные счета, на которых гранится уворованное.
Здесь же всплыла и излюбленная тема Гиркина о «разделенном русском народе» который надо объединить. Позиции сторон окончательно прояснились в обсуждении третьего вопроса. Гиркин полагает необходимой войну до победного конца – то есть до объединения России, Украины и Белоруссии в единую Россию – естественно, населенную русскими, с русским языком и т.п. Навальный уповает на Минские соглашения и борьбу с коррупцией. Темы Крыма стороны предпочли не касаться. Мол, не успели.
Попутно прозвучало много любопытного. Навальный ушел от вопроса является ли Гиркин военным преступником. Гиркин – что ополчение «Боинг» не сбивало, больше не знаю, а больше он ничего не знает. Знает только, что «русские Украины подвергались моральному и культурному геноциду».
Оба сошлись на том, что «русские – разделенный народ».
В то время как Гиркин выступал за войну до победного для России конца, Навальный заявил, что война – дорогая штука. И что не надо воевать с Украиной из-за Донбасса – а надо мирно урегулировать. Правда, насчет условий урегулирования вышло как-то неопределенно. Навальный ограничился тем, что пообещал «сложный и мучительный процесс».
Подводя итоги, ведущий констатировал, что «шоу не получилось». Ну – ничего, может в другой раз выйдет позанятнее. В том, что будет другой раз – и третий, и четвертый – можно не сомневаться. Потому, что до президентских выборов 2018 года ещё куча времени. И show must go on. Даже если оно унылое и бездарное – ну что ж теперь делать, если ничего другого нет?