На 12 июля в Белом доме было запланировано заседание по рассмотрению известного письма к Джозефу Байдену об Украине от конгресвумен Виктории Спартц. Но заседание отложили, так как Байден должен был в этот день убыть в очень ответственный визит на Ближний Восток. В воскресенье Байден вернулся из него в Вашингтон и с понедельника 18 июля можно ожидать открытия в США недели Украины. Поэтому не удивительно, что Офис начал неделю с отстранения от исполнения служебных обязанностей генпрокурорки Ирины Венедиктовой и главы СБУ Ивана Баканова.
После того как редакторы «Украинской правды», аффилированной с Офисом, в прямом эфире допросили с пристрастием Викторию Спартц вряд ли у кого-то остались сомнения, что её письмо к Байдену – это «жёлтая карточка» Банковой от Белого дома. Смысл этого послания предельно ясен – друзья, прекратите рассказывать, что «не на часі» очищение ваших рядов от шпионов, коррупционеров, «жуков-пилильщиков» и просто идиотов, что «коней на переправе не меняют» и прочее или наша помощь вам станет предельно дозированной. Мы продолжим поддерживать сопротивление народа Украины российской агрессии, но не собираемся делать вид, что не замечаем авторитарные замашки правящей партии и другие неприглядные вещи, несовместимые с нашими ценностями. Бестолково транжирить нашу военную технику и стрелковое оружие мы тоже не позволим. Тем более тайно перепродавать их в другие страны, даже если это Израиль, а не РФ.
С предупреждением по оружию в США быстро поняли, что несколько перестарались, и Кремль может попытаться развернуть это через своих агентов в ЕС на торможение процесса его передачи Украине. Поэтому Пентагон оперативно выступил с уточнением, что пока из Украины ничего на сторону не утекло. Настолько оперативно, что Кремль, придавленный своими проблемами, не успел собраться с мыслями и что-то отмочить на эту тему. Шойгу как заводной продолжал ежедневно твердить о сотнях американских гаубиц и систем залпового огня, которые его армия якобы ежедневно уничтожает в Украине, и скоро их не останется не то что в Украине, но и в США. Однако, об американских военных новинках, которые уже выпускает «Уралвагонзавод», он сообщать перестал.
Помимо США такие предупредительные звонки на минувшей прозвучали также от послов G7 в Украине и от ЕС, которые в очередной раз напомнили Офису, что ему пора, наконец, обзавестись Специальным антикоррупционным прокурором (САП) и главой Национального бюро по борьбе с коррупцией (НАБУ). Это требование записано отдельной строкой и в те условия, которые были приложены к недавнему решению о предоставлении Украине статуса кандидата в члены ЕС. Министерство финансов Германии от себя лично также заявило, что может притормозить выделение 9 млрд. евро Украине из фондов ЕС, если на Банковой будут и дальше заниматься неприличными вещами. Но в итоге первый транш в один млрд. евро был перечислен.
Все эти предупреждения шли на фоне увольнения Бориса Джонсона из премьер-министров Великобритании за такие проступки, за которые в Украине не увольняют даже третьего зама министра или нардепа. Подумаешь, ходил на вечеринки во время карантина. Если применить эту британскую норму, то в Украине придётся распустить всю Верховную Раду и ещё Офис президента в придачу. Украинцы, гораздо больше чем британцы, снисходительны к таким мелким нарушениям политиками правил, особенно, если те действительно работают на благо. Поэтому, по соцопросам, проведенным в конце июня британской аналитической компанией YouGov и компанией лорда Эшкрофт, рейтинг поддержки Джонсона в Британии был около 24%, а в Украине более 90%. Эти цифры яркий показатель различий в отношении украинцев и британцев к своему политическому менеджменту. В Британии можно скатиться в рейтинге с 76 до 24%, если ходить в карантин на вечеринки, в Украине можно «проспать» войну и не взорвать мосты, но подняться с 24 до 90%, если рассказывать, что «я ж не втік».
Украинское общество всё ещё остаётся очень патерналистским. Это родовая травма после трёхсот лет жизни в российско-советской империи, от которой предстоит срочно избавиться, чтобы просто выжить. Менять коней на переправе таки придётся, тем более, что если их не поменять, то можно не только не переправиться, но и увязнуть в болоте навсегда. Агрессия россии – это то, что или убьёт Украину, или сделает её ещё более сильной. Первые два удара мы выдержали, и сейчас самое время начать менять «коней», особенно тех, которые не тянут или тянут непонятно куда.
К перемене «коней» и подталкивает аккуратно истеблишмент Украины и всё её общество международная демократия, ясно осознавая, насколько это сложная процедура в условиях войны. Но без её осуществления будет сложно выиграть эту войну или цена победы может оказаться очень высокой. Сталин, которого в РФ сейчас именуют не иначе как «эффективным менеджером», не случайно в 1945 г. заявил, что СССР потерял в ходе войны 7 млн. человек, а немцы – 9 млн. Сталин очень хотел скрыть свою бездарность как менеджера, но объективные подсчёты разных исследователей дали цифру около 20 млн. человек, которую впоследствии и озвучил Хрущёв. Коней на переправе пришлось менять даже Сталину и выпускать из лагерей тех, кого он до войны планировал как-нибудь на досуге расстрелять.
Отстранение Баканова и Венедиктовой назрело и перезрело. От них за два дня до войны в Беларусь уехала жена Медведучка, находящаяся под санкциями, и сбежал Портнов, которого Коломойский нанял, чтобы свести личные счёты с Порошенко. Погребинского арестовали, но через два дня он был в Венгрии, а через два месяца против него открыли дело и стали искать. Арест самого Медведчука и его сопровождение в СМИ провели настолько коряво, что теперь не понято, что с этим делать. То, что Баканов был назначен главой СБУ только потому, что был куратором Зеленского, когда тот не был президентом, не удивляет. В политике, вопреки рассказам о её грязи журналистов, очень многое строится на личном доверии. Но проколы с назначениями агентов РФ на ответственные должности в СБУ однозначно свидетельствуют: «шапка» оказалась не по Сеньке. Не из всех «корабельных сосен» получаются крепкие мачты.
Это отстранение от должностей – сигнал Белому дому: мы начинаем менять «коней». Но сигнал двусмысленный, так как взамен предлагаются кандидатуры, которые СМИ дружно связывают с Олегом Татаровым и Андреем Ермаком. На последнего прямо указала Спартц в письме к Байдену, как на персону, требующую всестороннего анализа. Из-за такой смены «коней» уместно пошутить, что Зеленский работает президентом в офисе Ермака, подобно тому, как о Кучме в его первый срок шутили, что он работал президентом в администрации Табачника, а во вторую каденцию стал работать президентом в администрации Медведчука.
Давние связи Ермака со спецслужбами РФ настолько очевидны, что он даже никогда не пытался их отрицать. Его личная близость к Зеленскому, главой офиса которого он стал с 11 февраля 2020 г., была одним из тех факторов, которые в 2019-2020 г. в сумме вызывали у Москвы благосклонное отношение к Зеленскому и его партии. В проекте «Слуга народа» она считала Ермака если не на 100% своим, то двойным агентом, работающим именно на неё. В случаях с двойными агентами часто нельзя однозначно сказать, на кого в конечном итоге они работают. Более того, приходится мириться с тем, что время от времени они должны забивать «мяч» и в свои «ворота». Особенно, если это агенты высокого уровня, и им надо подыгрывать. Обмен с Украиной в 2019-2020 г. всеми пленными и возвращение трёх катеров, захваченных РФ в Керченском проливе, были элементами такого подыгрывания.
Но в Кремле не учли, что «Слуга народа» – это проект не только его спецслужб на паях с Коломойским, Аваковым и некоторыми другими, и что кто-то может зайти в этот проект без официального приглашения и до определённого момента не «отсвечивать». В этом контексте популярный взгляд на Ермака как на 100% агента Кремля, не учитывает, что кроме двойных агентов бывают и тройные. Как сказал Коломойский – у меня три иностранных гражданства, когда его обвинили в том, что у него их два и это предосудительно.
Если предположить, что Ермак агент какой-то из спецслужб Израиля, то минимум станет понятно, почему в его офисе всё ещё крутится Арестович, уволенный отовсюду Зеленским. Уволенный так серьёзно, что на минувшей неделе лучший друг президента по «95 кварталу» Евгений Кошевой официально пересказал анекдот о том, что Арестович трепло, чтобы всем, наконец, стало ясно: Арестович может и имел дела с разведками десяти стран, но с Офисом Зеленского у него дел нет и не намечается. Но пока сколько Зеленский не выбрасывал в окно Арестовича, это чудо с лапками всегда возвращалось через форточку у Ермака.
Вокруг Андрея Ермака тоже начинает формироваться похожая ситуация. Виктория Спартц и разведсообщество США 8 июля за неполных четыре дня до поездки Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию прямым текстом порекомендовали Зеленскому расстаться с Ермаком. Дальновидные аналитики увязали это письмо с визитом и сделали вывод, что США намерены убедить Израиль занять более определённую позицию по российско-украинской войне. Это может имеет несколько измерений. Не обязательно прямо сейчас вводить санкции против РФ, достаточно передать главный пульт управления проектом «Слуга народа».
То есть, вывести Ермака из Офиса и из игры, поскольку всё хорошее, что он мог сделать, он сделал, после 24 февраля его продуктивность в игре с Москвой нулевая, и сейчас от него только один вред, прежде всего имиджу Зеленского. Главу его Офиса надо заменять, может быть даже Борисом Джонсоном, почётным гражданином Одессы, который к августу станет безработным. Под личные гарантии контроля со стороны Джонсона не только США, но и немцы будут со спокойной душой передавать Украине любые вооружения в необходимом для разгрома РФ количестве и деньги. Личные отношения между Джонсоном и Зеленским прекрасные. Рейтинг Джонсона будет работать на рейтинг Зеленского, а идти в президенты Украины он не может и не планирует. Для него поездка в Украину станет чем-то таким, чем для Черчилля была поездка военным корреспондентом на англо-бурскую войну. Вернётся по окончании в Великобританию и ещё раз поможет Консервативной партии выиграть выборы с рекордным результатом, как это он сделал в декабре 2019 г.
Объяснения Зеленского по поводу Ермака, что он с ним пришёл с ним и уйдёт, а затем назначение двух протеже Татарова исполняющими временно обязанности вместо Баканова и Венедиктовой, наводят на мысль, что спецслужбы Израиля если не сказали «нет» коллегам из США, то намерены с ними основательно поторговаться.
По закону президент должен внести кандидатуры главы СБУ и генпрокурора в парламент на утверждение. При доминировании в нём партии «Слуги народа» сложно сомневаться, что Верховная Рада их не утвердит. Но есть прецедент Ульяны Супрун, которая три года была временно исполняющей обязанности министра здравоохранения по предложению Владимира Гройсмана, однако, утверждения в парламенте так и не прошла. Вероятно, такую же схему Офис использует и в данном случае, чтобы избежать неудобных вопросов в Верховной Раде. Поэтому оба кандидата и заявлены как временно исполняющие обязанности.
Одновременно это и показатель того, что не всё предрешено, и спецслужбы Израиля могут передать «пульт» от офиса в более твёрдые руки, если им взамен что-то дадут. Реакция администрации Байдена на письмо Спартц может появиться на этой неделе, если в Белом доме не возьмут паузу для размышлений, и если она появится, то это прояснит ситуацию с «пультом».
Сергей Климовский / Facebook