Парад у Путина получился позорный. Он прошел без начальника генштаба Валерия Герасимова, который недавно провел несколько дней в оккупированном Изюме и затем сбежал. По слухам, Герасимов был там ранен в ногу, однако причина его неучастия в параде, скорее всего, иная. Судя по всему, он впал в немилость из-за постоянных провалов на фронте.
Виноватой сделали погоду
Еще позорнее то, что парад прошел без воздушной части. Накануне российское минобороны сообщило, что в авиационной части военного парада будут участвовать 77 самолетов и вертолетов – по числу лет со дня окончания «Великой Отечественной войны». В сообщении подчеркивалось, что над Красной площадью пролетит «самолет Судного дня» Ил-80, предназначенный для эвакуации высшего военного руководства страны, а также для управления вооруженными силами РФ в условиях полномасштабных боевых конфликтов, в том числе ядерной войны. Однако перед парадом пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что воздушная часть парада в Москве отменена из-за погоды. Получается, что супер-пупер «самолет Судного дня» при плохой погоде летать не способен?
По той же причине, «из-за погодных условий», были внезапно отменены воздушные парады в Калининграде, Санкт-Петербурге, Мурманске, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске. Хотя никакой «плохой погоды» там, как и в Москве, не наблюдалось.
В российских соцсетях быстро появилась версия: дескать, Путин, наверное, решил не раскрывать генералам НАТО, сколько у России еще осталось боеспособной авиации. Получается, Путина до утра 9 мая это не волновало, а потом он вдруг испугался?
Реальная причина, по-видимому, не в погоде и не в военных секретах, а в самом Путине. Он отказался от идеи использовать парад для нагнетания военной истерии. И очень важно – почему отказался.
Отмененные планы
В последнюю неделю перед 9 мая разные инсайдеры вбрасывали в российское информпространство слухи о том, что Путин намерен объявить на параде о каких-то грандиозных решениях. Например, о всеобщей мобилизации на войну с Украиной и о включении в состав России марионеточных «ДНР» и «ЛНР».
О том, что это готовится, предупредила и украинская военная разведка. Она сообщила, что ряд частных предприятий Ростовской области получили заказ на изготовление печатей и штампов для оккупационных администраций Мариуполя с надписью: «Россия, Республика Донбасс, Мариуполь». А начальник Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов подтвердил в интервью НВ, что Россия готовится объявить 9 мая открытую мобилизацию и уже начала считать потенциальных мобилизованных.
Наверное, если бы Путин реализовал эти намерения, то и воздушная часть парада состоялась бы — причем, во всех городах, где она планировалась и анонсировалась. Она была бы как нельзя кстати для поднятия боевого духа российских телезрителей.
Но Путин в последний момент передумал. И это важно. Суть в том, что так называемая «вторая фаза спецоперации» длится уже три недели, но за это время российские войска лишь немного приблизились к выполнению поставленной перед ними задачи – оккупировать всю территорию Донецкой и Луганской областей. И похоже, что Путин уже совсем не уверен в быстром успехе, даже в случае открытой всеобщей мобилизации. Потому он и остерегся официально включать в состав России территории, которые он еще не смог полностью захватить.
Напомним, что он признал фейковые «ДНР» и «ЛНР» именно в пределах Донецкой и Луганской областей. И если бы он сейчас включил «ДНР» и «ЛНР» в состав России, то для него стали бы невозможными переговоры с Киевом о прекращении огня и перемирии. Ведь перемирие означало бы, что он не сумел отстоять территориальную целостность РФ и отдал под контроль Украины часть территории, которую Россия считает своей. Отсюда можно предположить, что Путин решил оставить себе возможность переговоров и не загонять самого себя в безвыходное положение.
Самооправдание Путина
Еще один возможный мотив — это боязнь подогреть антивоенные настроения в обществе. Ведь всеобщая мобилизация не пользуется всеобщей поддержкой, и Путину приходится это учитывать. 8 мая, буквально накануне парада, неизвестные подожгли военкомат в Череповце (Вологодская область). Это уже седьмой такой случай за последние два месяца. Предыдущие поджоги военкоматов были совершены в Подмосковье, Нижневартовске, Мордовии, Воронеже, Свердловской и Ивановской областях. Сжигают документы воинского учета, чтобы не идти на войну с Украиной.
Конечно, это не означает, что Путин отказался от планов мобилизации. Просто она и дальше будет проходить скрыто. Да и поток добровольцев должен увеличиться по мере нарастания безработицы, особенно там, где закрываются заводы из-за западных санкций.
Параллельно кремлевская пропаганда будет усиленно продвигать в мозги россиян мысль о том, что Россия воюет на территории Украины не с Украиной, а с НАТО. И что именно поэтому может понадобиться всеобщая мобилизация. На днях эти тезисы озвучил в эфире пропагандистского телеканала «Россия 24» гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Дескать, мы воюем со всем НАТО, чтобы наши дети могли в будущем дальше выживать, но для этого нужна мобилизация.
Путин в своей речи на параде не стал говорить о мобилизации, но сконцентрировался на том, что он воюет с НАТО. При этом он высказал претензию на всю Украину. «Сегодня ополченцы Донбасса вместе с армией России сражаются на своей земле», — заявил он. То есть, Киевщина, Черниговщина, Сумщина, откуда российская армия сбежала, а также оккупированные территории Харьковской, Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской, Николаевской областей, — это все для Путина «своя земля». И на этой «своей земле» он воюет якобы не с украинской армией, а с НАТО.
«В декабре прошлого года мы предложили заключить договор о гарантиях безопасности… Все напрасно. Страны НАТО не захотели нас услышать… Блок НАТО начал активное военное освоение прилегающих к нам территорий. Таким образом планомерно создавалась абсолютно неприемлемая для нас угроза, причем непосредственно у наших границ, — зачитывал Путин с бумажки новую версию своего мифа о причинах войны. — Опасность росла с каждым днем. Россия дала упреждающий отпор агрессиям. Это было вынужденное, своевременное и единственно правильное решение…».
Мобилизацию он сможет объявить в любой момент позже, когда захочет. Например, как только получит от социологов обнадеживающие сигналы о том, что россияне готовы воевать с НАТО до полного своего конца.
Впрочем, версия о войне с НАТО нужна ему не только для подготовки россиян к всеобщей мобилизации, но и для самооправдания. За два с половиной месяца он не смог победить Украину, зато превратил свою страну в изгоя. И он оправдывает себя тем, что он, дескать, не с украинской армией воюет, а отражает на «своей земле» агрессию целого блока НАТО.
Это, конечно, интересный момент, что Путин приравнивает украинскую армию к блоку НАТО. Если бы он говорил о войне с Украиной, то был бы вынужден обещать скорые победы. Ну а если он воюет якобы с целым НАТО — тогда, конечно, вместо побед могут быть поражения. Ожидание поражения — это то, что уже вложил в мозги россиянам Путин своим выступлением на параде. Путину не нужно, чтобы россияне смотрели в будущее с оптимизмом. Ему нужно, чтобы они были готовы умереть.
Юрий Вишневский / Деловая столица