Итак, мы опять вступили в переговорный процесс с Кремлем. Как сообщил офис Владимира Зеленского, «в ближайшее время должен пройти второй раунд переговоров украинской и российской сторон». Первый раунд состоялся 28 февраля, тогда же Путин пообещал президенту Франции Эммануэлю Макрону «прекращение всех ударов и нападений на гражданское население и места жительства; сохранение всей гражданской инфраструктуры; обеспечение безопасности главных дорог». Цену этого обещания весь мир увидел на следующее утро, когда российские войска нанесли ракетный удар по центральной площади Харькова.
И точно такая же, то есть нулевая, цена вообще всех обещаний Путина на всех переговорах.
Два варианта для Украины
Сейчас мы имеем два варианта. Первый — не сдаваться и не идти ни на какие компромиссы, предложенные Кремлем. Второй — согласиться на частичное выполнение некоторых требований Путина в обмен на прекращение огня и перемирие.
Оба варианта на самом деле означают продолжение войны и гибель многих тысяч наших граждан. Только в первом случае Путин будет обвинять нас в том, что мы проигнорировали его предложения, а во втором — что мы не выполнили взятых на себя обязательств.
Путин не остановится. Как только мы выполним одно его требование, он тут же выдвинет новое. И в любом случае в конечном итоге вместо желанного мира мы получим продолжение войны и еще большее число жертв.
Например, если мы согласимся на временное прекращение огня — Путин нарушит его, как только сочтет свои войска достаточно готовыми к новому наступлению.
Разъясним еще несколько вариантов — для тех немногих украинцев, кто до сих верит в «дружбу братских народов». Если мы согласимся на какое-то одно из его требований (федерализация, нейтральный статус, демилитаризация, отказ от Донецкой, Луганской областей и Крыма), в расчете на встречную уступку с его стороны, — Путин тут же объявит выполнение этого требования нашим обязательством и использует его для обоснования новой военной кампании. Если мы сразу выполним все его требования, он расценит это как приглашение к окончательному поглощению всей Украины. Федерализованная, нейтрализованная, разоруженная Украина будет легкой добычей, а всех, кто окажет сопротивление, ждет смерть. И даже если Украина утратит независимость и превратится в федеральный округ РФ, это не принесет нам окончания войны. Ибо Путину мало всей Украины. Ему нужна вся Европа. А значит, миллионам украинцев придется гибнуть в рядах российской армии в боях за Финляндию, страны Балтии, Польшу, Молдову. И так далее.
Ну и про ядерное оружие. Путин может угрожать его применением — а затем и применить его — на любом из вышеперечисленных этапов. Он чокнутый, и невозможно предсказать, когда червячки в его голове съедят последний предохранитель.
Как избавиться от Путина
И Украина, и мир в целом сейчас переживают стадию осознания реальности. Раньше большинство украинцев, как и вообще большинство людей, жили в иллюзии, где Путин строит политику на каких-то рациональных расчетах, и где с ним можно договориться.
Но война, которую он развязал против нас, показала со всей определенностью, что он действует как псих. Его действия алогичны с точки зрения военной стратегии и тактики.
То же самое видим на мировой арене: со своим ультиматумом Западу он выглядит как ненормальный. С точки зрения дипломатии, экономической и гуманитарной политики его действия контрпродуктивны. Он попросту множит на ноль российские интересы, причем во всех сферах — финансовой, инвестиционной, торговой, научной, информационной, культурной, спортивной и т.д.
Сейчас происходит мировоззренческий перелом даже у той части украинского общества, которая ранее была откровенно пророссийской. Это касается и рядовых граждан, и священников, и политиков.
Например, около тридцати клириков Сумской епархии УПЦ МП сообщили правящему архиерею Евлогию о категорическом осуждении кровавой агрессии России против Украинского государства и украинского народа и о прекращении молитвенного поминовения Московского патриарха Кирилла во время богослужений.
Бывший мэр Харькова, экс-глава Харьковской ОГА Михаил Добкин сообщил 27 февраля в Facebook: «Я в Харькове. До последнего не верил, что Россия нападет на Украину. Для меня все происходящее — страшный сон. Но, к сожалению, это совсем не сон. Гибнут люди, разрушается инфраструктура города и страны. В одночасье рухнуло многое, во что я верил… Настроение дерьмовое. Внутри меня многое выгорело… Я горжусь украинской армией. И нашими людьми. Все будет Украина!»
Мы как нация за эти дни стали гораздо более сплоченными. Мы зарядились презрением к Путину, российским военным и вообще ко всем россиянам — соучастникам этой войны. И это тот фактор, который не могут не учитывать на Банковой. Это наш предохранитель от малодушия в верхнем эшелоне власти.
Аналогичные процессы происходят и в западном обществе. Пророссийские настроения выветрились, а симпатии к Украине выросли многократно. Это тот фактор, который не могут не учитывать политики. Именно поэтому западные правительства наносят все более сокрушительные санкции по российской экономике, банковской и финансовой системе.
Впрочем, воевать за нас западное общество пока еще не готово. Это тоже учитывают западные правительства, и это нужно понимать нам.
В качестве примера можно привести новый опрос CNN, результаты которого объявлены 28 февраля. 83% американцев выступают за ужесточение экономических санкций против России в ответ на вторжение в Украину. 62% также хотят, чтобы США сделали больше, чтобы остановить российские военные действия в Украине. Но только 42% высказались за прямые военные действия США, если санкции не сработают.
Каждый день нашего сопротивления увеличивает в западном обществе сочувствие к нам и презрение к Путину и России. И чем больше Путин звереет, тем больше помощи (вооружениями, топливом, деньгами) западные страны готовы оказать нам.
Поскольку Путин недоговороспособен, то избавиться от него можно только одним способом: максимально быстро приблизить его конец. Все, что работает на это, — прекрасно, гуманно, богоугодно.
Наше дело — не сдаваться и бить россиян на всех фронтах, включая хакерский и информационный. Дело западных стран — убивать рубль, российскую экономику, банковские и наличные сбережения россиян, чтобы война, начатая Путиным, ударила по всем его олигархам и по каждому жителю страны-агрессора.
Война окончится только вместе с Путиным и его режимом. «Вернуть все назад» невозможно. И это та реальность, которую еще только начинают осознавать россияне. Подавляющее большинство их верит, что скоро мы капитулируем, и после этого все нормализуется. Дескать, рубль вернется к старому курсу, «Северный поток-2» заработает, между Россией и западными странами восстановятся пассажирские авиаперелеты, западные компании вернутся в российскую экономику, а западные комплектующие вновь будут поставляться на российские заводы.
Россияне только начинают подозревать, что ничего этого уже не будет. Не будет, даже если Путин полностью разбомбит и завоюет Украину. Наоборот, чем больше будет выпущено по Украине российских бомб — тем хуже будет жизнь каждого россиянина.
Нам тоже нужно это осознать в полной мере. Запад сейчас настроен наказать Россию за ее агрессию против Украины. Пока что наказание предполагается бескровным — в виде экономического удушения. Но в любом случае России в ее нынешнем виде придет конец. И будет очень обидно, если мы до этого светлого момента не доживем. Поэтому наша задача — сохранять волю к победе. Слава нації — смерть ворогам!
Юрий Вишневский / Деловая столица