неділя, 24 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Война за себя: Трухин, Коболев, Кузьминых и все-все-все Со сливом видео Трухина в стране де-факто началась предвыборная кампания

Глобально не имеет значения – завершится ли эта кампания досрочными выборами в Раду-2022 или плановыми. Главное, что большинство игроков, сами того не подозревая, исходя из своей маленькой логики, запустили необратимые процессы войны всех против всех, но только за себя. Это очень важный аспект «Каждый сам за себя»: пока нет альянсов и временных союзов. Это война всех против всех, где действия или антидействия подчиняются не общей коллективной цели, а исключительно личным мотивам не только ключевых Актеров, но и исполнителей разных уровней, включая средний и ниже среднего уровня.

Но давайте вернемся к тому, что у нас происходит и чего нам ждать.

По-моему, начать надо с вопроса «В какой стране мы живем?».

На первый взгляд, ответ здесь прост: коррупционной, слаборазвитой и т. д. Но я хотел бы кое-что уточнить с помощью терминологии, предложенной в книге, которую рекомендую всем: «Насилие и общественный порядок», авторы Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгест. Если коротко, то мы живем в так называемом природном государстве, основанном на личных отношениях. В свою очередь такой тип государства делится на три вида: непродолжительные, базовые и зрелые. Чтобы не прибегать к длинным терминологическим историям, если кратко, то самый низкий уровень – это сплошь патрон-клиентские отношения, образующие квазиправовые или просто неправовые сети, которые и являются основой насилия в государстве. Базовые же природные государства образуют и поддерживают длительную организационную структуру государства, но основанную на личных отношениях, которые и являются основой создания государства. Зрелые – это высшая стадия природного государства, где функционирует право, но государственное насилие все же во многом держится на личных отношениях. Ну и, наконец, чтобы завершить теорию, высшей степенью является образование безличностного государства, но это не о нас, пока поэтому не буду об этом сейчас.

Итак, где мы находимся? К сожалению, в течение многих последних лет (по-моему, с 2003 года) мы балансируем на нижней точке базового государства с частичным скатыванием в непродолжительное государство со всеми последствиями (пока полностью до непродолжительного государства мы скатились один раз в 2013-14 годах, на последних месяцах правления Януковича).

В 2014 и в 2019 гг. мы имели шанс если не построить элементы безличностного государства, то как минимум перейти в стадию зрелого природного государства, но этого не произошло по целому ряду причин, самая главная из которых: страх консолидации элит. Во времена Порошенко шел вечный торг (не диалог, а торг элит, в результате которого основная часть этих же элит перешла к другому продавцу на этом базаре), во времена Зеленского мы стремительно прошли от элементов диалога к военным действиям (не войны, а именно военным действиям) всех против всех.

Как результат мы имеем нынешнюю ситуацию, которая предполагает дальнейшую атомизацию элит в поисках своей ренты, отсутствие каких-либо координирующих действий государства, спорадические боевые действия, которые являются не столько тотальной войной против того или иного «олигарха», сколько партизанщиной. Олигархат или условный олигархат тоже воюет только сам за себя, параллельно раскладывая яйца в разные корзины. Каждый играет за себя и каждый играет в игру: вернуть (отвоевать) свою вероятную рентную ставку на будущее. Ни о каких смыслах речь уже не идет и не пойдет. Мы сражаемся с одноходовыми комбинациями, где главный приз: отвоевывание монопольного права на ренту в той или иной отрасли.

Если раньше, еще в 2019-20 гг. логика борьбы государственного аппарата и оппозиции сводилась к формуле: «резонансная тема или проблема – власть предлагает хайповую тему, которая перебивает эту тему – власть возглавляет хайповое обсуждение и тема «растворяется» – появление новой проблемы», то сейчас мы вошли в стадию «война всех против всех, но только за себя». Повторюсь: произошла большая атомизация этой войны, когда условный майор условного ДБР, НАБУ или БЭБ является не менее значимым игроком, чем условный министр или генпрокурор.

Если кратко подытожить правила и цели этой войны, то они сводятся к следующему:

1. Каждый играет за себя и главная цель – сохранение (восстановление, расширение) ренты. Это и есть стратегическая цель. И энергия крутится одинаковая — плюс сто миллионов или тысяча долларов.

2. Ключевая роль отдается информационным киллерам и предателям. Они главные актеры этого театра. Форма и красноречие доминируют над содержанием.

3. Страна держится, прежде всего, на красных линиях образца 2019-2020 годов. И это главный позитив.

4. Экономической стратегии нет ни у кого, и общество не хочет об этом говорить (рейтинги телеканалов падают на таких дискуссиях)

5. Тактическая победа – это победа в локальном зашкваре. Цель политической жизни – создать проблему сопернику, чтобы отвлечь его от политических действий против себя.

Есть ли у нас будущее в этой парадигме? Есть, если против нас системно не станут воевать. В то же время системность очень сложно выстроить в силу абсолютной децентрализации предателей.

Но при любых обстоятельствах долго так продолжаться не может. И, к сожалению, запущенные выборы пока не предусматриваются ответы на поставленные вопросы. Главная тема предстоящих выборов: рента и личностное право на насилие.

И последнее. Трухин, Коболев, Кузьминых, Сытник, Венедиктова и все-все-все лишь элементы этой войны всех против всех, но за себя. Просто кто-нибудь из них выплывет в памяти избирателя в кабинке для голосования, а кто-то нет. И это их главная политическая миссия в сегодняшней системе координат.

ДумайТе.


Вадим Денисенко / Facebook
Поділіться цим