п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Без Зеленского и Разумкова: Кто может нечаянно возглавить Украину Когда писалась, а затем в 2004 году реформировалась наша Конституция, никто не мог предположить, что мир охватит пандемия коронавируса. И что в одночасье болезнь способна уложить на больничную койку все руководство страны

Президент Владимир Зеленский, председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков и его первый зам Руслан Стефанчук заболели коронавирусом. В парламенте пока есть кому вести заседания — болезнь не коснулась вице-спикера Елены Кондратюк. Но если и она инфицируется, то работать Рада не сможет: регламент законодательного собрания не говорит, как проводить заседания в случае болезни всего руководства.

Но болезнь одновременно президента и председателя парламента вскрыла намного более важную проблему: когда писалась Конституция, авторы не учли возможность одновременной недееспособности первого и второго лиц государства. Зеленский и Разумков молодые, без сопутствующих болезней, потому с ковидом справятся. Но законы и Конституция пишутся не под молодых или старых политиков, они в принципе регламентируют действия органов власти независимо от фамилий и возраста руководителей.

Например, в США есть вице-президент, он на выборах идет в паре с кандидатом в президенты. В случае смерти, отставки или отрешения от должности главы государства вице-президент формально руководит страной до избрания нового президента. Хоть в Соединенных Штатах и хватает критиков института вице-президентов – главным образом за то, что малоизвестные политики при определенном стечении обстоятельств могут занять главное кресло в Белом доме и круто поменять политику – его не пересматривают. Ведь риск покушения на президента гораздо выше, чем риск того, что вице-президент окажется политическим перевертышем. Тем паче что, во-первых, и глава страны, и его правая рука – представители одной партии, а во-вторых, в США крепки институты власти («глубокое государство»), которые не позволят кардинально поменять курс.

Но это в Америке, где президентская форма правления. А у нас – парламентско-президентская, и в случае одновременной недееспособности или кончины президента и спикера возникает коллизия. Решить ее можно подобно тому, как решали в феврале 2014 года, когда из Украины бежал Виктор Янукович. На тот момент действовала Конституция 1996 года, которую вернул Конституционный суд в 2010 году. Поскольку «легитимный» покинул Киев, вслед за ним отправился и Сергей Арбузов, на тот момент исполнявший обязанности премьер-министра после отставки в январе премьера Николая Азарова, единственным органом власти остался парламент. Но поскольку спикер Владимир Рыбак и первый вице-спикер Игорь Калетник добровольно сложили полномочия, заседания до избрания спикера вел вице-спикер, «свободовец» Руслан Кошулинский. После того как 23 февраля 2014-го Верховная Рада избрала своим главой Александра Турчинова, он исполнял обязанности президента до майских президентских выборов, на которых главой государства стал Петр Порошенко. Надо отметить важный момент: чтобы в стране была законная власть, депутаты своим решением вернули действие Конституции образца 2004 года.

Представитель президента в Конституционном Суде Федор Вениславский недавно размечтался, что в Украине должна быть «чисто президентская форма правления», чтобы глава государства возглавлял и правительство. Для этого надо серьезно перекраивать Основной закон, проводить политреформу или выносить вопрос на всеукраинский референдум. Пока же действует текст Конституции 2004 года, где в статье 112 написано: «В случае досрочного прекращения полномочий президента Украины… исполнение обязанностей президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового президента Украины возлагается на председателя Верховной Рады Украины…». А что делать, если нет председателя Верховной Рады? Оба вице-спикера не уполномочены Основным законом исполнять обязанности главы государства. То есть Верховная Рада должна для начала минимум 226 голосами избрать своего председателя.

Логично, что руководить парламентом должен представитель правящей коалиции. У нас сейчас монокоалиция «слуг». Опять же, остается верить, что и Зеленскому, и Разумкову удастся быстро излечиться от ковида. Но где гарантия, что снова не повторится ситуация, когда и первое, и второе лицо государства не смогут руководить? Тем более эпидемиологи предупреждают: это – не последняя пандемия, коронавирус мутирует, становится агрессивнее. А чтобы закончилась нынешняя волна болезни, считают в ВОЗ, надо вакцинировать 70% населения планеты.

В случае безвластия страна быстро погрузится в хаос, а враги обязательно используют свой шанс усилить агрессию против Украины. Потому нынешней «зеленой» власти надо подумать о запасном варианте – человеке, которого «слуги» смогут делегировать в спикеры парламента — при отсутствующем президенте он будет также исполнять его обязанности до выборов.

У монобольшевиков есть глава фракции Давид Арахамия, его первый заместитель Александр Корниенко и 14 заместителей. Вроде и выбрать есть из кого, но, во-первых, в «зеленой» фракции уже давно нет единодушия, в том числе и в отношении главенствующих персон; во-вторых, спикером и и.о. президента в экстремальной ситуации должен быть человек, пользующийся уважением и доверием у значительной части населения, а не только среди своих; в-третьих, необходима такая фигура, которая не успеет наломать дров до избрания нового президента. То есть способна организовать и работу парламента, и руководить силовыми структурами, которые подчинены по Конституции президенту. То бишь стать на время верховным главнокомандующим. Способен ли кто-то из нынешних парламентских «слуг» повторить путь Александра Турчинова? Вопрос, к сожалению, скорее риторический…


Наша Рада
Поділіться цим