неділя, 24 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Коболев против Фирташа: Зачем «Нафтогаз» при огромных запасах активно покупает газ На сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда цена газа на газовом хабе TTF в Нидерландах ниже, чем на западной границе России

Украина в январе-марте текущего года увеличила импорт газа из Европы на 76% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 2,7 млрд куб. м.

По данным компании «Оператор ГТС Украины», особенно активно импорт возрос именно в марте — в этом месяце была импортирована почти половина квартального объема — 1,3 млрд куб. м.

При этом в украинских подземных хранилищах газа по состоянию на 31 марта оставалось еще 15,8 млрд куб. м газа. Эти остатки почти вдвое больше, чем на ту же дату в 2015 и 2018 гг. Зачем же «Нафтогаз» столь активно наращивает импорт, если остатки просто огромны?

Аномально теплая зима и огромные запасы газа в европейских газовых хранилищах привели к тому, что цены на голубое топливо в Европе снизились до рекордного уровня. Европейский рынок на конец отопительного сезона оказался просто-таки затоварен газом, из-за чего, например, российский «Газпром» сократил транзит своего газа через Украину — в Европе его просто не готовы покупать. По словам президента Центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Михаила Гончара, на сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда цена газа на газовом хабе TTF в Нидерландах ниже, чем на западной границе России.

Например, по данным Украинской энергетической биржи, по состоянию на 3 апреля цена газа на хабе TTF составила 4041 грн за 1 тыс. куб. м (и это уже с учетом НДС и затрат на транспортировку газа до западной границы Украины). Для сравнения — на аналогичных условиях на 1 января 2020 г. цена газа составляла 5184 грн за 1 тыс. кубометров, а в сентябре 2018 г. (на пике цены) газ стоил почти 13 тыс. грн.

Но есть предпосылки и для дальнейшего снижения цены. Во-первых, поскольку отопительный сезон закончился, некоторые трейдеры в Европе будут сбрасывать газ по более низким ценам, чтобы не платить за его хранение. Кроме того, хотя зависимость цен на газ от цен на нефть в последние годы снизилась, «черное золото» все еще сохраняет влияние на ценообразование на рынке газа. Падение цен на нефть будет «давить» вниз и цены на газ. Сколько именно будет стоить газ на европейском рынке летом, пока спрогнозировать не может никто.

Однако при дальнейшем снижении цен как раз и появляется веская причина импорта газа, несмотря на значительные запасы, оставшиеся после теплой зимы.

Дело в том, что с 1 мая заканчивается действие специальных обязательств «Нафтогаза» по поставке газа населению по льготным ценам (так называемые ПСО). И после этой даты цена на газ на конфорке рядового украинца будет целиком и полностью зависеть от рынка: вырастет цена в Европе — повысится она и в Украине. С началом следующего сезона цены прогнозировано начнут расти, и вопрос цене на газ на конфорке снова встанет перед рядовым украинцем со всей остротой.

«Нафтогаз» вполне может создать ценовую подушку безопасности, импортировав летом значительные объемы газа по бросовым ценам, что вкупе с более дорогими прошлогодними запасами позволит продавать газ по некоей среднеарифметической цене. Таким образом, шок от возможного значительного повышения цен осенью 2020 г. в условиях, когда правительство Украины больше не будет вмешиваться в ценообразование, можно будет сгладить.

Однако Михаил Гончар считает, что даже если цены на газовом рынке Европы в какой-то период упадут до столь же низкого уровня, как во второй половине 1990-х, то это еще не значит, что розничные цены можно снижать так же значительно. По его мнению, несмотря на популистские заявления «нужно сделать газ таким же дешевым, как на бирже в Европе», это делать нецелесообразно. «Это может привести к эффекту «венесуэлизации», когда ради «спасения» народа цены снижают почти до нуля. Электорату это нравится, но в результате наступает катастрофа», — сказал он.

Эксперт напомнил, что «Нафтогаз» является крупнейшим донором украинского бюджета, каждая шестая гривна в доходной части бюджета — от «Нафтогаза», зарабатывающего как раз на продаже газа. «Если сделать цену газа условно говоря 0 грн, то доходы бюджета снизятся. Как тогда платить зарплату врачам, которые сегодня спасают нас от пандемии?», — сказал эксперт.

При этом на ситуацию на розничном рынке украинского потребителя может повлиять и расширение присутствия на нем самого «Нафтогаза». Сегодня национальная компания занимает на рынке продаж газа бытовым потребителям около 2%, за счет контроля сбыта газа в Кировоградской области («Нафтогаз» получил контроль над «Кировоградгазом» в июне 2017 г. и сменил руководство компании). Весь остальной розничный рынок фактически контролируется облгазами и газсбытами, подконтрольными компании Group DF Дмитрия Фирташа.

«Нафтогаз» уже неоднократно заявлял, что для либерализации розничного рынка нужно разрешить бытовым потребителям менять поставщика газа независимо от наличия долгов, а также запретить облгазам отключать потребителей в течение года после смены поставщика, чтобы не дать им шантажировать потребителей. В таком случае дешевый газ, которым «Нафтогаз» запасается за счет импорта из Европы, может стать значительным конкурентным преимуществом перед этими компаниями.


Александр Суков / Деловая столица
Поділіться цим