То, что правительству придется вносить секвестр бюджета в условиях распространения коронавируса, было понятно давно. Борьба с пандемией требует немалых средств, большинство больниц в Украине до сих пор не обеспечены элементарными защитными костюмами, очками и перчатками, что уж говорить об аппаратах искусственной вентиляции легких. Кроме того, полтора месяца карантина потянули за собой серьезные проблемы для малого и среднего бизнеса, и чтобы экономика оставалась на плаву, нужно было перераспределить бюджетные средства.
Однако после обнародования правительственных планов, многие застыли в замешательстве. Кабмин не просто увеличил дефицит бюджета, а практически в ноль урезал все расходы на культуру и субвенции регионам. В частности, у Госкино планируют забрать 750 млн грн, у Украинского культурного фонда — 500 млн грн, у Института книги — 150 млн грн, у туризма — 240 млн грн. Также правительство останавливает строительство музея Голодомора и музея Небесной Сотни, а от планов создать музей современного искусства отказывается вовсе.
Кроме того, «под нож» пошли программы мобильности молодежи «сшивание страны», реставрационные работы по защите историко культурного наследия, а также — информполитика. Кабмин оставил всем культурным учреждениям только расходы на содержание — то есть зарплату сотрудникам.
Что же это значит на практике? Правительство наносит огромный удар всем креативным индустриям в Украине, в том числе — украинскому кино и книгоизданию, которые только-только начали набирать силу и создавать действительно качественный продукт. Отмена всех публичных мероприятий — кинопоказов, выставок, спектаклей — и так нанесла убытки Украинскому культурному фонду, а полное сокращение финансирование может попросту уничтожить его и привести в ближайшем будущем к потере тысяч рабочих мест. Ведь в культурной индустрии работают не только публичные персоны, которых показывают по телевидению — здесь также трудоустроены тысячи техников, видеооператоров, маркетологов, работников сцены, менеджеров, которые делали украинскую культуру доступной для широкой общественности.
Конечно, коронавирус внес свои коррективы в формирование бюджета, конечно, нужно огромные силы направить Министерству здравоохранения, чтобы оно могло обезопасить украинцев. Вот только есть один очень важный момент, о котором нельзя забывать. В Украине седьмой год идет война — и война не только вооруженная, но и информационная.
Госкино, Украинский культурный фонд и Институт книги в условиях агрессии России на Донбассе и оккупации Крыма — это не просто государственные учреждения с бюджетным финансированием. Это настоящие солдаты на информационном фронте, которые защищают свою страну от агрессора. Создание патриотических фильмов, издание качественных украинских книг, а также переводов главных иностранных новинок на украинский язык, организация доступных для каждого украинца художественных выставок — все это расширяет кругозор нации, отрывает ее от закостенелого российского и постсоветского медиапространства и открывает ей глаза не только на свои достижения, но и на современный европейский дискурс.
Урезание финансирования культурной сферы и креативных индустрий — это капитуляция в информационной войне с Россией. А если вспомнить разговоры об отмене квот на украинский язык на телевидении и радио, которые то и дело всплывают в монобольшинства, то можно говорить не просто о капитуляции, а полноценном возвращении в плен русскоязычного контента от «добрых братьев» с северо-востока.
И в этом всем деле есть один пикантный момент. Совсем недавно был создан так называемый Украинский музыкальный профсоюз, в который вошли многие компании, которые занимаются организацией концертов в Украине. Среди прочих в профсоюз вступил и известный всем «Квартал-Концерт». И вот члены объединения слезно просят своих подписчиков в фейсбуке и твиттере подписать петицию «О внесении президентом Украины (как неотложных) пакета законодательных изменений, которые будут направлены на экономическое стимулирование и восстановление работы сферы музыкальной индустрии в период пандемии короновируса и в посткризисный период в Украине». О чем просят труженики украинского шоубиза? Поддержать Украинский культурный фонд? Госкино? Нет, финансово стимулировать нужно исключительно шутки от «Квартала» и гастроли Олега Винника.
Кроме налоговых каникул, изменений в Налоговый кодекс относительно освобождения от налогообложения операций по поставке и распространение культурного продукта, работники развлекательно-музыкальной сферы просят президента компенсацию в 60% заработной платы всем работникам. «Эти средства могут быть перераспределены из неиспользованных в связи с карантином бюджетных средств, выделенных на сферу культуры и Украинского культурного фонда, а также из других источников», — скромно подсказывают «кварталовцы» и прочие шутники. Ведь у Владимира Зеленского, как мы помним из нашумевших «пленок Гончарука», довольно примитивное понимание экономики. Готовые решения ему нужно давать сразу, чтобы он много не думал.
Владимир Зеленский — человек преданный. Своей семье, своим друзьям, делу своей жизни. Кроме того, он много лет проработал в сфере развлечений, знает, сколько денег нужно для организации одного концерта, и сколько денег его «Квартал» теряет каждый день в связи с карантином. А тут — бывшие коллеги просят помочь, по старой дружбе. Разве можно оставаться равнодушным в такой ситуации?
Сейчас перед Зеленским стоит непростой выбор. И решиться ли он отказать старым друзьям из Квартала, поддержав Украинский культурный фонд — большой вопрос. Ведь спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.
Виктория Билявская / Деловая столица