п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Корона в сетях: Когда в Британии начнут большую чистку агентов Кремля Лейбористы, консерваторы, бывшие дипломаты и сотрудники спецслужб работали в интересах Москвы

Основатель и гендиректор фонда Hermitage Capital Management (HCM) Уильям Браудер, давний визави президента РФ Владимира Путина из-за «раскрученного» и принятого на вооружение Западом Акта Магнитского, за закрытыми дверями дал показания комитету по разведке и безопасности британского парламента. Он был одним из экспертов, чьи свидетельства легли в основу 50-страничного доклада о вмешательстве России во внутреннюю политику Великобритании. Того самого доклада, публикацию которого в прошлом году заблокировал премьер-министр Борис Джонсон, донельзя возмутив британский истеблишмент.

Так что такого было в докладе и что именно законодателям рассказал Браудер? Газета The Guardian 9 марта опубликовала показания финансиста (с рядом скрытых имен) и смогла пообщаться с самим Браудером, который рассказал о созданной Кремлем «западной буферной сети». В эту сеть входят политики из рядов Консервативной и Лейбористской партий, бывшие дипломаты, сотрудники спецслужб. Некоторые из них выполняют прямой заказ Кремля, некоторые невольно работают в его интересах, способствуя распространению российской пропаганды и дезинформации, а также масштабному отмыванию грязных денег россиян.

Консильери и шпионы

Браудер сообщил комитету, что одним из агентов влияния является «консильери» («советник», правая рука босса) ОПГ известного российского олигарха Дмитрия Клюева — Андрей Павлов. С Клюевым и Павловым основатель HCM знаком уж больно хорошо с тех времен, когда его фонд был одним из крупнейших инвесторов России. В 2006 г. он покинул российский рынок после обысков, которые, по словам Браудера, силовики проводили в связке с ОПГ Клюева. Мало того, чиновники, аффилированные с ФСБ, говорит Браудер, присвоили $230 млн, выплаченных фондом в виде налогов в России. Эту махинацию, как известно, вскрыл адвокат Сергей Магнитский, за что поплатился жизнью — в 2009 г. он скончался в московском следственном изоляторе «Матросская тишина». А Браудер стал главным лоббистом Акта Магнитского во всем мире, посредством которого в отношении российских чиновников, нарушающих права человека, были введены и до сих пор вводятся санкции иностранными правительствами. Отсюда и «любовь» Путина к Браудеру.

Британский финансист, среди прочего, сообщил, что Андрей Павлов в свое время нанял работавшего в юридической фирме Debevoise&Plimpton экс-генпрокурора, члена Лейбористской партии лорда Голдсмита. «Советник» Клюева, по словам Браудера, заплатил британскому лорду 75 тыс. фунтов стерлингов за лоббирование его интересов. А точнее — за то, чтобы тот не оказался в санкционном списке.

Работала на Павлова и компания GPW, специализирующаяся на бизнес-аналитике, которой руководит бывший офицер MI-6 и лидер (до 2017 г.) Консервативной и Юнионистской партии Шотландии Эндрю Фултон. В показаниях Браудера упоминается фирма CTF Corporate&Financial Communications (CTFCFC), которой Павлов заплатил 45 тыс. фунтов стерлингов за «изучение ситуации с санкциями ЕС». Но самое интересное то, кто стоит во главе компании. Это Линтон Кросби — советник бывшего премьера-консерватора Дэвида Кэмерона и глава избирательного штаба Бориса Джонсона. Еще одним руководителем CTF является глава избирательной кампании всей Консервативной партии Марк Фуллбрук. Среди сотрудников фирмы, работавших по кейсу Павлова, в показаниях указаны депутат от Тонтона (2001-2005 гг.) Адриан Флок, а также некий советник британского законодателя, чье имя в документе скрыто.

Помимо Павлова, интересы Кремля в Великобритании, как сообщил Браудер, продвигала семья Кацыв. Напомним, Петр Кацыв возглавляет РЖД, а его сын Денис Кацыв является бенефициаром кипрского офшора Prevezon Holdings. Кацывы наняли компанию FTI Consulting, чей сотрудник — экс-глава представительства Британии в ЕС Алед Уильямс — в апреле 2016 г. помог организовать встречи адвоката Дениса Кацыва Натальи Весельницкой с журналистами в Брюсселе, а также «разгонял» в СМИ ее выпады против Акта Магнитского. Весельницкая — персона уже хорошо известная благодаря скандальным переговорам относительно компромата на Хиллари Клинтон с Дональдом Трампом-младшим, зятем президента США Джаредом Кушнером и экс-главой штаба Трампа Полом Манафортом в Trump Tower в мае 2016 г. Так что Кацывы действовали по обе стороны Атлантики — нанимали армию лоббистов и в США, и в Великобритании.

Борис Бритва… Оккама

И, возвращаясь к фирме CTF, нельзя не отметить некую схожесть ситуации, сложившейся в британском политикуме, с американским Рашагейтом. Кросби и Фуллбрук вполне могут оказаться подобием Пола Манафорта для Бориса Джонсона и всей Консервативной партии. Понятно, почему премьер королевства решил не показывать британцам доклад, в котором главы избирательных штабов тори и его собственного фигурируют как, по сути, пособники агентов влияния Кремля.

Появись документ во время выборов, начались бы расследования, аналогичные тому, которые проводил в Соединенных Штатах спецпрокурор Роберт Мюллер. Не обошлось бы без внутрипартийных скандалов вокруг тех или иных тори и лейбористов, которые могут быть вовлечены в российский вопрос либо прямо, либо через «посредников» — связи с людьми, которые вольно, невольно или безвольно трудятся на благо Кремля.

Очевидно, что данные из доклада активно использовались во время предвыборной гонки. Тори и лейбористы безостановочно сыпали бы обвинениями в адрес друг друга. И да, с одной стороны, консерваторы, в том числе красноречивый Джонсон, могли бы притопить тех лейбористов, которые фигурируют в докладе, а с другой стороны, те ответили бы взаимностью и били бы по Кросби и Ко. Что повлекло бы за собой не только опасный для тори медийный перекос кампании, но и переключение с темы Brexit на тему вмешательства РФ. Кампания сама по себе лишилась бы четкой повестки дня — поставить уже, наконец, точку в затянувшемся выходе Соединенного Королевства из Евросоюза. Поэтому Борис Джонсон решил снизить риски и сперва разобраться с Брекзитом, исходя из того, что британцы хотели бы перевернуть эту страницу.

Утром Brexit, вечером олигархи

Вопрос в том, как премьер поступит с россиянами после выхода страны из ЕС. Ведь Джонсон блокировал публикацию доклада лишь временно. И уже в середине декабря дал добро на его обнародование. Возможно, под давлением общественности. Хотя есть смысл предположить, что откладывать вопрос присутствия россиян на туманном Альбионе в долгий ящик правительство не будет. Процесс уже запущен.

Стоит напомнить, что с 31 января, т. е. со дня выхода страны из ЕС, в Великобритании начал действовать «Ордер на состояние неясного происхождения». Данный закон делает проще жизнь правоохранителям в вопросах раскрытия обстоятельств приобретения элитной недвижимости, купленной за грязные деньги олигархами из постсоветских стран, в частности из России, и привлечения их и подставных лиц к ответственности. К слову, Браудер также назвал членам парламентского комитета и ряд фамилий британцев, на которых записаны фирмы-«прокладки», через которые отмываются деньги и покупается жилье в Великобритании.

Олигархи, а также российские депутаты и чиновники (что зачастую взаимосвязано) уже давно облюбовали самые дорогие и роскошные особняки в Лондоне. Теперь же ситуация может в корне измениться. Как бы в России ни пытались «защитить» своих, отказываясь в том числе вводить в конституцию запрет на владение недвижимостью за рубежом.

Видимо, потому-то россияне пытаются адаптироваться и слиться с толпой других владельцев недвижимости в Лондоне, так сказать. Основатель и управляющий директор лондонской AZ Real Estate Алиса Зотимова в материале для РБК рассказала, что россияне избавляются от элитного, модернового жилья из стекла и стали, предпочитая более «аскетичные» классические британские дома для собственного проживания, и экономвариант у метро — для «диверсификации активов».

Удастся ли им скрыться от всевидящего ока британских правоохранителей и силовиков? На определенное время, вероятно, да. Пока Джонсон и его правительство будут заняты постбрекзитом: завершать переговоры с Брюсселем о правилах сосуществования и сотрудничества, принимать необходимые законодательные акты. И пока в Британии будут обсуждать доклад о вмешательстве РФ в политические процессы, затем инициировать расследования и судебные разбирательства, есть шанс, что кабинет Джонсона разберется со всеми насущными вопросами и будет готов к вероятному новому политическому кризису как толчку к окончательному Brexit — к выходу не только из Евросоюза, но и разрыву с Россией и ее олигархами.


Владислав Гирман / Деловая столица
Поділіться цим