понеділок, 25 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Виталий Портников: У Путина нет сроков в войне против Украины Оккупированная часть Донбасса – это инструмент войны Кремля с Украиной и ее языком

Так называемый «Народный совет ДНР» принял решение о «конституционных изменениях», согласно которому украинский язык перестал быть одним из «государственных языков республики». Теперь «государственным языком» будет только один язык – русский. Не будет на оккупированных территориях и образования на украинском языке, и изучения украинского языка. Теперь его можно будет изучать только факультативно, по желанию родителей.

Понятно, что и раньше «государственный статус» украинского языка на оккупированном Донбассе был всего лишь фикцией. Однако новое решение наглядно демонстрирует, какую «народную республику» хочет построить на оккупированной территории Кремль и какая роль в этой «республике» отводится украинцам.

Решение «Народного совета» окончательно уничтожает миф о «преследовании» русского языка на Донбассе. И до оккупации в Донецке и других городах Донецкой области школы с украинским языком обучения оставались редкостью, как и преподавание на украинском языке в высших учебных заведениях. Даже, на первый взгляд, невинные попытки напомнить об украинском культурном наследии региона сталкивались с ожесточенным сопротивлением – напомню хотя бы нашумевший скандал с инициативой о присвоении Донецкому национальному университету имени поэта Василия Стуса, университет получил это имя только после изгнания из Донецка. Зато насаждались мифы о «героическом региональном прошлом», главным из которых был миф о создании на оккупированной Советской Россией территории «Донецко-Криворожской республики» во главе которой поставили одного из главных украинофобов и шовинистов того времени, кровавого большевика Артема. Этот миф насаждался и российской пропагандой, и местными шовинистами, которые получали поддержку начальства. И, как видим, именно этот миф о праве оккупанта на присвоение чужой земли и «зачистку» этой земли от культурного наследия народа, который проживал на ней столетиями, сегодня на Донбассе торжествует. Российские марионетки просто отчаянно не хотят признавать того, что Донбасс – это Украина, а не Россия. И в этом смысле действия Кремля на Донбассе отличаются и от того, что происходит в национальных республиках самой России, и от того, что происходит даже на оккупированных Россией территорией.

В национальных республиках России – даже там, где коренные народы составляют меньшинство населения – есть и преподавание на языках этих народов, и возможность изучать родной язык в высших учебных заведениях. В законодательстве самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике в качестве государственных признаются русский, украинский и молдавский языки и на этих языках ведется обучение. Даже в «конституции» аннексированного Крыма – при всем пренебрежении оккупанта и местной марионеточной власти к украинскому и крымскотатарскому языкам – они имеют равный статус с русским языком. Практически всюду – только не на Донбассе!

Потому что Донбасс – это зона военных действий, а не самопровозглашенная республика. Это зона войны против Украины и против украинцев. Горячей – когда обстреливают. И холодной, культурной – когда изгоняют с украинской земли украинский язык. И эта войну Владимир Путин не закончит ни через год, как о том мечтает Владимир Зеленский, ни через пять лет.

У Путина в этой войне нет сроков, у него есть цель – уничтожение Украины, превращение ее в провинцию России. А какими будут порядки в этой провинции, нам продемонстрировал своим решением об украинском языке «Народный совет ДНР».


Виталий Портников / Радио Свобода
Поділіться цим