п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Сложить крылья: Почему на Донбассе не летают купленные у Турции дроны Из-за бюрократических проволочек никаких полетов и боевого слаживания просто нет. После того как из Генштаба были выдавлены генералы с боевым опытом и прогрессивными взглядами, это уже не вызывает никакого удивления

Как известно, только опыт применения того или иного вида вооружения в боевых условиях является мерилом успешности конструкторских решений, заложенных при разработке

В этом плане показателен опыт применения такого относительно нового вида вооруженных сил, как беспилотная авиация. Каждая из стран, которая им обладает, старается по максимум использовать любую возможность обкатать ее в настоящей войне.

Особенно это касается региональных сверхдержав. Будь то Иран, Россия или Турция. Благо, конфликтов на Ближнем Востоке всегда хватало и хватает. Так, та же Турция ныне ведет две войны: в Ливии и непосредственно у своих границ – в Сирии. Кстати, именно последняя стала идеальным полигоном для испытаний новых видов вооружений. Взяв на вооружение российский опыт прокси-формирований, турки много и охотно воюют. Благо их военная промышленность за последние 10-15 лет выкатила немало новых образцов оружия.

Так, в распоряжении турецких генералов есть целая линейка беспилотников разного назначения. Причем все они имеют местные корни – попытки организовать лицензионное производство израильских аппаратов (как это сделала, например, Россия на первоначальном этапе) натолкнулись на, мягко говоря, непонимание потенциального соперника.

Естественно, что практически все они были брошены в бой в Сирии и Ливии. Правда, результаты на сегодня оказались не совсем те, на которые рассчитывала Анкара. И это ярко подтвердили события 25 февраля. В этот день по сирийскому телеканалу al-Ikhbaria показали кадры с останками турецкого разведывательно-ударного БПЛА ANKA, потерянного над подконтрольными правительству юго-восточными районами Идлиба. Причем, судя по фото и видео с места падения, это наиболее современная версия – S со спутниковой системой управления. Мало того, вместе с высокоточной управляемой бомбой c лазерной полуактивной системой наведения Roketsan MAM-L.

И независимо от этого пришла информация, что ПВО Ливийской национальной армии сбили над Триполи очередной разведывательно-ударный беспилотник Bayraktar TB2. Опять-таки турецкого производства и под управлением турецких операторов.

И если потерями Bayraktar TB2 в Ливии уже сложно кого-то удивить – за последние полгода их сбито и уничтожено на земле уже больше десятка, то потеря ANKA, по всей видимости, весьма болезненно отразится на престиже турецкой военной промышленности.

На сегодня это самый большой турецкий долгострой – работы начались еще в 2004 г., завершились принятием на вооружение только в 2016 г. Амбициозная программа ANKA («Феникс») запущена после того, как США отказались продать беспилотные высотные летательные аппараты большой продолжительности полета MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper.

Шла она с большими сложностями – так, из пяти опытных образцов три были потеряны в авариях. Тем не менее, ныне на вооружении турецкой армии состоит сразу три модификации: Block А, Block B и Block S. Причем последний несет самую современную разведывательную станцию Star Safire 380 компании FLIR Systems, систему спутниковой связи Turksat 4Bи вооружение из двух управляемых бомб МАМ-L и контейнера с четырьмя 2,75-дюймовыми управляемыми ракетами CIRIT. Кстати, такие же бомбы применяются с борта ударного Bayraktar TB2 и закуплены Украиной в комплекте с партией беспилотников.

ANKA-S имеет продолжительность полета в 24 часа, а эксплуатационный потолок 9144 м. Система управления – спутниковая, что позволяет применять его на дальностях в пару тысяч километров.

И вот такой современный аппарат потерян. Естественно, что турки заявили, что машина потеряна по технически причинам, да и вряд ли у правительственной армии есть системы ПВО, способные достать ANKA-S на его рабочей высоте.

Зато известно, что в Сирии (как и на Донбассе) россияне много и охотно обкатывают новые системы радиоэлектронного подавления. И буквально на днях была информация, что в сирийском небе замечен очередной Ту-204Р. Эти машины являются глубокими модификациями гражданских лайнеров Ту-204, адаптированными для ведения радиоэлектронной разведки и постановки помех. Причем большая часть технических характеристик и начинки самолетов засекречены.

Что для нас могут означать все эти события? А в принципе, ничего хорошего. Стоит напомнить, что единственным ударным беспилотником, формально состоящим на вооружении ВСУ, является турецкий Bayraktar TB2 и, судя по всему, россияне уже отработали в Ливии способы противодействия ему, нашли его уязвимые места. И теперь появление его на Донбассе не станет каким-то сюрпризом или нашей возможностью переломить хотя бы локально общую картину позиционной войны.

Впрочем, закупленные Bayraktar TB2 наши генералы не спешат, не то что отправлять «на войну», а даже просто «поставить на крыло». И это при том, что в откровенно небогатом военном бюджете нашли $74 млн на покупку всего необходимого оборудования, шести аппаратов, двух наземных комплексов, подготовку личного состава непосредственно в Турции.

Мало того, под «турка» создали отдельную часть на аэродроме Староконстантинов, куда оперативно укомплектовали вакантные должности специалистами со всей Украины. Вернулись на службу из запаса те, кто имел опыт эксплуатации беспилотников раньше – а еще при Ющенко была попытка принять на вооружение аппараты израильского производства. Пополнили подразделение и офицеры – выпускники Харьковского национального университета Воздушных Сил, и выпускники Военного колледжа сержантского состава при этом учебном заведении.

Но из-за бюрократических проволочек ныне никаких полетов и боевого слаживания просто нет. Потому что до сих пор не подписан основной документ – акт передачи в часть летательных аппаратов. В принципе, после того как из Генштаба были выдавлены генералы с боевым опытом и прогрессивными взглядами, это не вызывает никакого удивления.


Михаил Жирохов / Деловая столица
Поділіться цим