Начиная с 7 февраля в России вступило в силу постановление кабинета министров №58 «О внесении изменения в Положение об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию» от 28 января 2020 г. Отныне возвращением блудных сыновей и дочерей в горячие объятия матери-Родины займутся межведомственные опергруппы МВД и МИД, усиленные петровобошировыми из ГРУ для вразумления особо заблудших.
Повторение пройденного
Все это уже было. Всякий раз, когда границы России оказывались более или менее прозрачными или когда российская/советская армия в большом количестве выходила за эти границы, россияне начинали массово разбегаться куда угодно, лишь бы подальше от Третьего Рима и всех его окрестностей. Конечно, для такого шага всегда требовались решительность и свобода от обязательств, но вот, к примеру, в 1815 г. четверть дошедшей до Европы русской армии – 40 тыс. из 157 – предпочла дезертировать и там, в Европе, остаться. Причем это неполная цифра – были еще и тысячи перебежчиков на сторону Наполеона в течение всех войн с ним, в которых участвовали русские. В частности, ряд исследователей пишет о целом восьмитысячном то ли корпусе, то ли легионе, который вместе с Великой армией шел на Москву. Но таких добровольцев хватало и во французских частях, и это опять же были только те, кто, бежав с русской службы, приняли решение сражаться, а не прятаться, или добывать средства к существованию разбоем.
Бегство из России приняло тогда такой размах, что Александр I еще в августе 1814-го издал манифест, в котором пообещал оплатить всем желающим возвращение на родину и освободить их от наказаний за измену. История, правда, обходит молчанием вопрос о том, многие ли захотели воспользоваться царской милостью и что с ними в итоге стало.
Эта же картина неизменно повторялась и позднее, в частности, в обеих мировых войнах. Из России и от Москвы бежали всегда – и в военное, и в мирное время, если только для бегства была хоть малейшая возможность. А когда такая возможность становилась доступной, российская власть через короткое время обнаруживала, что в ее распоряжении остались массы шариковых, не способных ни к какой полезной деятельности, а за границей тем временем расцветают русская культура и наука, освобожденные от России.
Тогда Москва начинала зазывать беглецов назад, суля золотые горы и говоря о том, что Россия стала другой, много лучшей. Но это всегда был обман: Россия не меняется.
Так было и после гражданской войны, и после Второй мировой, когда миллионы людей, попав за границу и осмотревшись, решали остаться — подальше от Москвы. Та же, видя, что теряет лучший человеческий материал, посылала в Европу людоловов, уговорщиков и вербовщиков, и это имело всегда трагические последствия для всех, поверивших им и вернувшихся в Россию. Мало кому удавалось избежать тюрьмы – европейское вольнодумие, неуместное в российских реалиях, рано или поздно давало о себе знать.
Что происходит сейчас
Сейчас эта история повторяется снова. Россия пикирует к низшей точке эмиграционного цикла – из нее уже выехало порядка 10% граждан трудоспособного возраста, и их нужно срочно кем-то заместить. К тому же нынешний компрадорский режим, рассматривая Россию только как ресурс, а ее население – как природное сырье где-то между рыбой, лесом и пушниной, менее всего намерен вкладывать в молодежь, в ее образование и в структурные проекты, открывающие перед ней дальнейшие перспективы. Режим идет простым путем – он расширяет оргнабор за пределами России, в основном в бывших республиках СССР, а в последнее время практикует и прямой захват территорий с перспективным населением. Выработав эти территории и превратив их в токсичные могильники, как это случилось на захваченной части Донбасса, Москва нацеливается на новые завоевания, не встречая особого сопротивления Запада. Вероятно, период этой безнаказанности продлится до выхода к границам бывшего Союза, впрочем, не факт, что и тогда Европа будет готова оказать сопротивление обнаглевшей орде.
Но человеческий ресурс, добытый на Западе, для Москвы особенно сладок. Это жирная и вкусная добыча, с деньгами, связями и навыками, которые Москва, в значительной степени изолированная и лишенная доступа к современным технологиям, надеется обратить себе на пользу. Отчасти это ей и удается, хотя современные технологии на социальном уровне недоступны России. Так, все попытки организовать в ней хотя бы отверточную сборку западных (или восточных) автомобилей неизменно оборачиваются выпуском ущербных уродцев. Но зато лохов-возвращенцев можно ограбить, притом до нитки, а потом заставить работать уже под конвоем. Именно так и оканчивались все предыдущие волны реэмиграции.
Как ни странно, но наивные люди и не понявшие, в какой инфернальный кошмар их зовут, находятся снова и снова. Некоторым везет. Так, семья уругвайских староверов Зайцевых, отведав российской жизни, сумела выскочить назад, бросив в России всего трех человек, на которых не оформили документы, и это уже была огромная удача, учитывая, какие приключения Зайцевы пережили на «исторической Родине». А затащили их в Россию людоловы из посольства РФ в Уругвае. Уже полтора десятилетия Россия ведет в Латинской Америке настоящую охоту за людьми, способными работать в сельском хозяйстве.
Но не всем повезло, как Зайцевым. Вырваться из России, даже при формально открытых границах, куда сложнее, чем въехать в нее.
Из других недавних операций по возвращению в Россию легковерных глупцов можно вспомнить «список Титова». Тогда, оперируя персональным перечнем лиц, представлявших для нее особый интерес, Москва осуществила спецоперацию по возврату из Лондона ряда беглых бизнесменов, которым пообещали неприкосновенность и закрытие уголовных дел, возбужденных против них в России. Естественно, что возвращенцев обманули.
И вот мы наблюдаем еще одну попытку с изрядным, надо сказать, замахом: Москва объявила, что надеется вернуть в Россию от 5 до 10 млн (!) выехавших из нее россиян. То есть она претендует на возврат практически всех, кто уехал. Если даже не всех, выехавших из России, персонально, то, по крайней мере, примерно такое же количество бывших жителей… Кстати, а чего?
Сколько их? (Куда их гонят, что так жалобно поют?)
Здесь надо сказать, что понятие «россиянин» год от года становится все растяжимее. Москва предлагает, раздает и просто навязывает свое гражданство всем жителям бывшего СССР. По мере нарастания эмиграции из России – а люди оттуда бегут все сильнее, планка требований к «новороссиянам» понижается. Снято уже и требование об обязательном знании ими русского языка.
Кремль отчаянно борется за лояльный себе человеческий ресурс, причем именно его лояльность имеет первостепенное значение. Ведь, казалось бы, рядом Китай, и миллионы китайцев охотно въедут в обезлюдевшую Россию. Но китайцы в силу устойчивости национальной психологии и ощущения принадлежности к единой китайской общности просто сделают населенную ими часть России Китаем. Что, собственно, сейчас и происходит за Уралом.
В принципе Москва уже давно готова продать часть российской территории Китаю и активно осуществляет этот план. Но европейскую часть страны Кремль хочет удержать за собой. Для этого ему необходим максимально большой объем денационализированной человеческой массы из бывших «советских людей», ностальгирующих по СССР, – это наилучший материал для выведения «новороссиян». По этой причине разрушение идентичностей государств, возникших на месте бывших союзных республик, причем именно в европейской части бывшего СССР, и стало важнейшей идеологической задачей Кремля.
Российское гражданство выступает также и в роли ловушки для легковерных и малограмотных юридически. Получив российский загранпаспорт, но не имея внутреннего паспорта РФ, такой «новогражданин» не может ни полноценно устроиться на работу в России, ни голосовать (хотя на оккупированных ей территориях Россия иной раз и допускает этих полуграждан к голосованию, чтобы «узаконить» оккупацию), ни даже законным образом приобрести сим-карту. Не сможет он приобрести и внутренний паспорт, не имея прописки в России. Зато этот полугражданин сразу оказывается под российской юрисдикцией и может быть осужден российским судом, в том числе и заочно. Выйти же из российского гражданства почти невозможно – вся процедура построена так, чтобы из ловушки не выбрался никто.
С практической точки зрения российский паспорт бесполезен. Для его обладателей закрыт безвизовый въезд в большинство стран мира, и опять же получить визу, будучи внероссийским полугражданином, весьма сложно. Россия не защищает своих полуграждан и не проявляет о них никакой заботы, за исключением тех случаев, когда они бывают нужны ей как предлог для агрессии и оккупации.
Иными словами, полуграждане должны страдать. В этом смысл их существования для Москвы, и организация их страданий удается ей всегда на отлично.
Реакция в соцсетях
Естественно, что российские планы вызвали смех. Коллекцию удачных шуток собрал Остап Кармоди с «Радио Свобода». «Я прям вижу эту картину, как на Брайтоне стоит столик, флаг РФ и чиновники сидят и уговаривают местных вернуться», – написал один из пользователей. «А кто не захочет – протрут дверную ручку», – отреагировал другой, намекая на отравление Скрипалей. «Лошадиная доза снотворного, мешок на голову и трюм грузового судна до ближайшего российского порта – что может быть убедительнее?» – предложил свой вариант третий.
Не обошли комментаторы и исторические аналогии. «Вот как сейчас помню: один из участников группы уговаривал ледорубом Троцкого из Мексики вернуться. Это та же группа?».
«Генерал Яков Слащев, герой обороны Крыма, тоже поддался посулам Сталина, вернулся и даже сделал в СССР военную карьеру. Убит в 1929 в Москве при странных обстоятельствах, убийца признан недееспособным».
«Сагитируй семью Марины Цветаевой вернуться за счастьем на советскую родину!»
«Калька с конца двадцатых – начала тридцатых, да. Тогда Советам нужны были квалифицированные рабочие, и Амторг работал вовсю. Таким же образом в Союз попал известный Роберт Робинсон. При этом точной информации о реальном положении дел в СССР было мало, а социалисты по всему миру (и в этом их преступление) блокировали антисоветские публикации, сами выступали пропагандистами».
Вспомнили комментаторы и о мемуарах Айно Куусинен «Господь низвергает своих ангелов»: «Американцам (выходцам из Финляндии, бывшей российской провинции – ред.) обещали работу, хорошие заработки, добротные квартиры и, конечно, бесплатный проезд морем от Нью-Йорка до Ленинграда, а оттуда – в землю обетованную, Карелию. Бедняков, правда, отвергали. Все внимание сосредоточили на вербовке рабочих, имевших ценные инструменты, владельцев заводов или своих мастерских. Просили все имущество брать с собой, обещая бесплатную перевозку и по приезде в Карелию – денежную компенсацию. …Многие финны приезжали в Нью-Йорк из отдаленных штатов, Орегона или Калифорнии, на своих машинах. Часто они были куплены на деньги, вырученные от продажи дома и прочего имущества. Во время кризиса банки охотно скупали недвижимость за гроши. Не все автомобили помещались на судах, множество их скопилось на припортовых улицах, в суматохе отъезда их продавали по дешевке. …Раза два я все же попыталась предостеречь моих друзей, старалась разъяснить им, какой нищий, убогий край – Карелия. Там они не получат ни квартир, ни тех удобств, к которым здесь так привыкли. Но предостережения мои наталкивались на глухую стену непонимания. Один из моих друзей холодно ответил: «Приспособимся к условиям не хуже карел. Мы едем строить социализм!» …Итог этой кампании оказался гораздо страшнее и печальнее, чем я могла предположить. Технику конфисковали в Ленинграде, не выдав компенсации, деньги отобрали. Простодушных переселенцев уговорили сдать американские паспорта, и позже, в глухих карельских лесах, они оказались беззащитны перед произволом. Жили они в тяжелейших условиях, получали гроши, нищенские заработки совершенно не соответствовали их мастерству. Через какое-то время многие из американских финнов поняли, что их жестоко обманули, и попытались выехать обратно. Но уехать смогли лишь единицы – те, кто предусмотрительно не сдал американские паспорта. Наиболее упорные ушли пешком через леса в Финляндию, там обратились в посольство США за помощью, чтобы вернуться в Америку. Но вскоре и этот путь был закрыт: граница стала усиленно охраняться. Начался сталинский террор. Многие из тех, кто выжил в ужасных условиях Карелии, сгинули в лагерях или были расстреляны. Позже, в Москве, друзья, которым я полностью доверяю, рассказали мне, как погибла целая группа финнов из Америки, все профессиональные строители. Они строили здание финского посольства в Москве. Когда работа была окончена, все они были ликвидированы».
Есть примеры и посвежее.
«У меня есть дальние родственники, уже покойные. Она – микробиолог. Он – математик. Были первой волной, их уговорили вернуться в начале брежневского времени. Сначала даже в высотку на Котельнической поселили, но там они прожили всего месяца три, пока была пропагандистская кампания. Как только кончилась, так сразу – добро пожаловать в Медведково на улицу Широкую. …Они жалели, что вернулись. В США не жировали, но и не бедствовали. А тут их травить стали потому, что за собой никого не притащили. Не готовы были лгать об ужасах той жизни, каяться, что не вернулись раньше».
И наконец, есть и откровенный стеб: «Если кто-то забыл, Путин уже звал ученых, интеллигенцию и другую элиту переезжать из-за рубежа в Россию. Приехали, пока что только Янукович, Азаров, Царев, Вассерман и бывший экс-командир киевского «Беркута» Кусюк».
«- Что это за вой на болотах?
— Русские чиновники прилетели уговаривать эмигрантов вернуться, сэр.
— А чего они воют?
— Им тоже нужно возвращаться, сэр».
Что все это означает на самом деле
Разумеется, перед нами очередной проект по освоению чиновниками бюджетных средств. Но не только. Даже многим из тех, кто не рискнет поехать в Россию, подсунут «на всякий случай» российские паспорта, подсадив на них, как на крючок, для дальнейшей вербовки. И вообще, большое число обладателей российских паспортов в любой стране – отличный повод обратиться в Москву с криком «нас тут обижают, вводите войска». Естественно, что этот крик прозвучит не абы когда, а по команде из Москвы.
Какая-то часть обманутых, а также тех, кто настолько искалечен российским антисоциумом, что не в силах жить в нормальном обществе, действительно поедет в Россию. По данным МВД РФ, за время действия программы по «переселению соотечественников», которой формируемые сейчас опергруппы МВД-МИД должны придать новое дыхание, в Россию вернулись 878 тыс. человек. В основном, правда, из стран бывшего СССР, причем около 600 тыс. — это граждане Украины, массовое переселение которых пришлось на 2014-2015 гг. За ними следуют по численности переселенцы из Казахстана и Таджикистана.
Что до Украины, то отъезд из нее 600 тыс. пророссийски настроенных «граждан», являвшихся гражданами лишь формально, а по сути, бывших потенциальным источником пророссийского сепаратизма, можно только приветствовать. Но этот улов, как мы понимаем, не совсем то, чего хотелось бы Москве. Москве нужны для ощипывания «богатые финны», описанные Куусинен, и вот за ними сейчас и начнется охота по всей Европе.
И, да, еще одно. Как свидетельствует опыт, за массовой кампанией по возвращению эмигрантов в Россию всегда следует закрытие российских границ и введение выездных виз, выдаваемых только надежным, проверенным товарищам. Обязательно оставившим в России в заложниках кого-то из родни. Без такой страховки даже самые проверенные товарищи могут и не вернуться в это нехорошее во всех смыслах место.
Сергей Ильченко / Деловая столица