Президент Владимир Зеленский наконец-то решился оформить де-юре то, что де-факто было более-менее очевидно уже пару месяцев. Андрей Богдан, который в последнее время практически не появлялся на публике, был уволен с должности руководителя Офиса президента. На его место назначен Андрей Ермак, курирующий в ОП внешнюю политику, в частности, переговоры с Россией по Донбассу.
И хотя главными причинами для Зеленского отправить Богдана в отставку были внутриполитические, нельзя не отметить, что отставка произошла вскоре после визита в Украину госсекретаря США Майка Помпео и, что более важно, после провала в Сенате США голосования по импичменту Дональда Трампа. Не секрет, что американцы не питают особой любви к Игорю Коломойскому и не раз давали понять Зеленскому, что ему было бы полезно дистанцироваться от олигарха. И вот после встречи с Помпео вначале происходят обыски на телеканале Коломойского «1+1», а чуть позже в отставку отправляется Богдан, в прошлом адвокат Коломойского. Так что процессом показательного дистанцирования президента Украины от одиозного олигарха в Вашингтоне могут быть удовлетворены.
Правда, в реальности говорить о конфликте Зеленского и Коломойского еще как минимум рано. Ни обыски у журналиста Александра Дубинского, ни отставка Богдана еще не свидетельствуют о начале настоящей войны с Коломойским. Да и Богдан, несмотря на давнее знакомство и сотрудничество с олигархом, на должности в Офисе президента лоббированием интересов Коломойского не занимался и ничего, кроме раздражения, у него не вызывал. Так что называть произошедшее серьезным ударом по позициям Коломойского — это очень большое преувеличение. Зато картинка противостояния получается достаточно яркая, чтобы в американском медиапространстве появился тезис о том, как администрация Трампа наставляет на путь истинный погрязшего в коррупции союзника. Очень кстати ввиду идущего полным ходом избирательного марафона.
Что же касается Москвы, то россияне также должны быть довольны возвышением Ермака — человека, имеющего, как говорят, прямые контакты с замглавы Администрации президента Путина Дмитрием Козаком, который в последнее время практически оттеснил Владислава Суркова от «украинского вопроса». Кстати, любопытная деталь: официальные сообщения о смене должности Ермака и назначении Козака куратором «украинской темы» появились практически одновременно. Такая синхронизация, может быть (хоть и вряд ли), случайна, но определенно символична.
И хотя в переговорах по Донбассу смена должности Ермака мало на что повлияет, поскольку Богдан внешнеполитическим направлением не занимался, наличие на одном из высших постов в Украине человека, с которым у россиян есть что-то похожее на взаимопонимание, — это безусловный плюс для Кремля. В конце концов, теперь у Ермака будет заметно больше возможностей влиять и на внутриполитическую ситуацию в Украине, а у Москвы, соответственно, будет больше соблазнов этим воспользоваться.
Разумеется, отставка Богдана повлечет за собой и другие кадровые изменения во власти. И дело не только в уходе из Офиса президента ряда людей, связанных с Богданом, вроде замглавы ОП Андрея Смирнова и тех, кого не жаловал Ермак (речь прежде всего о Кирилле Тимошенко), но и в других госорганах. Речь в первую очередь идет о Кабмине, где еще до отставки Ермака Зеленский анонсировал кадровые изменения. В частности, любопытна дальнейшая участь так называемых «соросят». И хотя будущее переформатирование Кабмина не ликвидирует этот вид чиновников как класс, по всей видимости, их положение будет существенно ослаблено. Ну а более далекая перспектива «соросят» видится еще менее радужной. И не только из-за возвышения Ермака, но и ввиду все более вероятной победы Трампа на будущих президентских выборах в США. Ведь «соросята» — это в каком-то смысле наследие демократов и их политики в Украине, не слишком ценное для республиканцев. Соответственно, у Вашингтона будет все меньше резонов за них вступаться — их попросту сольют, как это уже происходит в истории с главой НАБУ Артемом Сытником.
Таким образом, Богдан оказался в Офисе президента чем-то вроде «слабого звена», которое не очень нужно ни Коломойскому, ни фракции «Слуги народа», ни Москве, ни Вашингтону. Тем не менее, его уход приведет к достаточно существенным сдвигам, которые способны изменить существующий баланс сил. Ожидаемое после усиления Ермака сближение с Москвой и возможное сближение «Слуги народа» с ОПЗЖ, наметившееся на последних голосованиях в парламенте и выглядящее идеологически непротиворечивым с линией Ермака, может привести и к расколу внутри партии власти и осложнить в будущем отношения с США, которые, несмотря на относительное равнодушие Трампа к войне на Донбассе, слишком много вложили в Украину.
Виталий Дяченко / Деловая столица