п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Посмертные торги: Почему Иран не отдает черные ящики сбитого «Боинга» Иран изменил свое решение и планирует изучать содержимое черных ящиков сбитого Boeing 737 самостоятельно. Такой поворот рождает целый ряд тревожных прогнозов и конспирологических теорий

В аэропорт «Борисполь» доставили тела одиннадцати погибших украинцев. Впрочем, украинские силовики заявили, что расследование трагедии продолжается. Так, секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заверил, что «работа не остановится до полного выяснения обстоятельств трагедии и наказания виновных». Да и Иван Баканов подчеркнул, что «для СБУ расследование и установление причинно-следственной цепи событий этой катастрофы является приоритетом».

Такие заверения казались в большей степени юридической формальностью и не сулили никаких сенсаций. Ведь Иран уже взял на себя вину за сбитый самолет, поэтому расследование, казалось, могло прояснить детали, но не изменить картину трагедии.

Впрочем, вчерашнее заявление Ирана несколько спутало карты. Несмотря на предварительное «признаем вину», «заплатим компенсации», «отдадим самописцы», страна неожиданно заявила, дескать, черные ящики будет изучать сама.

«Мы пытаемся прочитать черные ящики здесь, в Иране. Если не удастся, передадим их Украине и Франции, но пока что решения отдать их другому государству нет», – заявил директор Организации гражданской авиации страны Гассан Резайфар.

Отметим, что такой подход не мог не озадачить власти пострадавших стран. Собственно, на днях глава канадского МИД Франсуа-Филипп Шампань писал своему иранскому коллеге Мохаммеду Джаваду Зарифу с требованием передать ящики. Со своей стороны, Алексей Данилов подчеркнул, что сейчас идут сложные и напряженные переговоры, а «информационный ажиотаж, манипуляции вокруг этой темы, распространение непроверенной информации значительно затрудняют переговорный процесс и могут негативно повлиять на его результативность».

Собственно, вчера в Украину прилетел официальный представитель Ирана, и вопрос бортописцев – один из первоочередных в повестке дня.

Вполне логично, что сейчас эксперты называют несколько причин отступления Ирана от предыдущей тактики. Первая – конспирологическая. Мол, стране есть что скрывать, поэтому ящики могут содержать информацию, которая еще больше скомпрометирует страну в международных отношениях. В Украине продвигать ее пытался, например, главный советник президента по международным вопросам Андрей Ермак.

«Несмотря на признание иранской стороной самого факта сбития и заявление о том, что это произошло в результате трагической ошибки, нам еще предстоит установить, было ли это ошибкой или все же умыслом», – заявил политик в одном из интервью.

Но более популярна эта версия у российских пропагандистов, которые, похоже, пытаются повысить градус эмоций и наконец поссорить Украину с Ираном.

На самом же деле нынешняя тактика Ирана больше похожа на своеобразные дипломатические торги. Мол, правды мы не скрываем, но так просто выплясывать под чужую дудку не станем. Сейчас США и ЕС всячески стараются поощрить страну соблюдать ядерное соглашение, а Иран – выбивать себе за это бонусы и гарантии. В частности, в стране заявили, что готовы вернуться к выполнению соглашения после снятия санкций США. А в случае «несправедливых» мер Европы в процессе урегулирования споров по ядерной программе строптивая страна угрожает пересмотреть сотрудничество с МАГАТЭ. При этом прямо сейчас заявили, что Тегеран в соглашении остается, а европейцы недостаточно стараются ради его спасения.

То есть руководство страны всячески пытается показать мировому сообществу, что считаться с их мнением все-таки придется, хотя при этом и несколько блефует. И ситуация с самописцами, похоже, вполне укладывается в такую логику.

Как, впрочем, и вопрос выплаты компенсаций странам, граждане которых погибли в сбитом Boeing. Ведь хотя глава украинского МИД Вадим Пристайко четко заявил, что обещанные 200 тыс. грн – разовая помощь семьям погибших, а компенсации должны выплатить страховщики Ирана, в восточной стране конкретизировать цифры и сроки не спешат. Президент страны Хасан Рухани пообещал выплатить деньги, но пока это остается неким «обещанием на будущее», соблюдение которого зависит от многих факторов.

В частности, в чем-то похожая история случилась с Ливией, когда ее разведчиков признали виновными в падении Boeing в 1988-м, который взорвался, пролетая над шотландским Локерби. Правитель страны Муаммар Каддафи все-таки согласился выплатить компенсации семьям погибших, но только 15 лет спустя и в обмен на отмену санкций, наложенных на страну из-за этого самого преступления. И, несмотря на то, что от современного Ирана хочется ожидать более цивилизованного поведения, «бартерный» сценарий, хоть и в гораздо более мягкой форме, весьма вероятен и сейчас.

Хотя Украине, казалось бы, выгодно держаться в стороне от «ядерных» интриг и виражей ирано-американского конфликта, сейчас единственная возможная стратегия – требовать передачи ящиков и выплаты денег. Ведь, во-первых, речь идет о загубленных жизнях 11 украинцев, и наша ответственность – обеспечить прозрачное исследование содержимого самописцев. Тем более, что длительная молчанка Владимира Зеленского в первые дни после трагедии и так вызывала немало нареканий.

Во-вторых, нам важно показать западным союзникам, что Украина всегда готова отстаивать правовые нормы цивилизованного мира. И даже если бы украинские чиновники дрожали над отношениями Ирана и Украины, по большей части потенциальными, требование отдать черные ящики настолько справедливое и логичное, что даже вряд ли способно эти отношения испортить.


Ольга Черныш / Depo.ua
Поділіться цим