Что касается Донбасса то тут за шесть лет войны отметился буквально весь спектр образцов, как только принятых на вооружение, так и опытных. Этому способствует во-первых, открытая граница, а во-вторых, присутствие на постоянной основе кадровых российских военных. Ведь вполне очевидно, что передавать дорогостоящее вооружение местным коллаборантам никто и не планировал.
На сегодня зафиксировано наличие на Донбассе, например, артиллерийских систем 2Б16 «Нона-К», РСЗО «Торнадо», бронеавтомобилей «Рысь», «Тигр» ГАЗ 3937 «Водник», КамАЗ-43269 «Выстрел», «Мустанг». Есть факты применения современных управляемых артиллерийских боеприпасов – таких как 152-мм «Краснополь», или управляемая мина КМ-8 «Грань».
Очень серьезно насыщенны боевые порядки оккупационных корпусов в Донецкой и Луганской областях средствами радиоэлектронной войны. Тут и станция Р-330 «Житель», СПР-2М «Ртуть-БМ», РБ-34ИВ «Леер», Р-378Б «Борисоглебск-2», комплекс РЭБ 1Л269 «Красуха-2» и многое другое.
Отдельной строкой стоит применение беспилотных летательных аппаратов. Именно наличие огромного количества не просто аппаратов, а целых комплексов с подготовленными армейскими расчетами – одно из главных преимуществ для столь результативных действий российской ствольной и реактивной артиллерии как с территории РФ, так и с оккупированных территорий летом 2014 года.
Беспилотники были также важным элементом российской тактики в ходе проведения операции в районе Дебальцево зимой 2015 года. Сейчас их эффективность несколько ниже, так как украинская армия получила довольно эффективные средства борьбы с ними, однако преимущество пока все же остается за российской стороной.
И это подтверждают последние события на фронте. Буквально пару дней назад – 10 января – пресс-служба ООС заявила о том, что 9 января «вследствие взрыва вражеского БПЛА недалеко от наших позиций один украинский защитник получил множественные осколочные ранения и еще двое получили акубаротравмы».
И это весьма тревожное сообщение может означать переход войны в воздухе в новую фазу. Дело в том, что до этого весь боевой потенциал ударных дронов на вооружении противника ограничивался поделками местных «кулибиных». Все известные автору случаи сброса ручных гранат или ВОГов с беспилотников на наши позиции — это исключительно «колхозная» переделка имеющихся в наличии дешевых китайских квадрокоптеров. Которые в принципе имеют очень маленькую дальность полета и не приспособлены для такого рода операций. Но окопная война и наличие большого количества свободного времени способствуют такого рода экспериментам. Правда, случаев удачного попадания очень и очень мало, и максимум что было за последние годы войны – это ранение одиночного бойца. Но это больше удача, чем боевая эффективность.
А тут сразу трое раненных, причем пресс-офицеры сознательно говорят о дроне-камикадзе, а не приспособленном ударном дроне (а такой момент ранее оговаривался отдельно в сводках).
Исходя из этого, с большой долей вероятности можно говорить о том, что российские военные начали испытание на Донбассе своего новейшего образца – беспилотника «КУБ-БЛА». Разработанный компания ZALA AERO, он впервые был продемонстрирован «вживую» на выставке вооружения и сопутствующих технологий IDEX-2019, проходившей в Абу-Даби в феврале прошлого года.
Тогда же на российских федеральных каналах появились и многочисленные видео полигонных испытаний с поражением цели. Теперь видимо дошло и до применения в реальных боевых условиях.
При размахе крыла 1,2 метра и длине 95 сантиметров, легкий аппарат из углепластика, построенный по схеме «летающее крыло» с толкающим винтом, способен нести 3 килограмма полезной нагрузки. Судя по рекламным материалам, он запускается с мобильной катапульты и способен провести в воздухе до получаса, летая со скоростью 130 километров в час. Утверждается, что координаты цели задаются перед запуском, аппарат также может наводиться на нее в процессе полета, ориентируясь по картинке с камеры беспилотника.
Фактически это типичный «барражирующий боеприпас», который довольно распространен в мире. Аналогичный планируется принять на вооружение и ВСУ с организацией лицензионного производства. Речь идет о польском Warmate. Правда, дальше разговоров и картинок последние пару лет дело не идет.
А у россиян по всей видимости за очень короткое время «с нуля» появился реальный образец, который близок к принятию на вооружение.
Понятно, что это очень дорогое оружие и вряд ли мы увидим его массовое применение в войне на Донбассе в ближайшее время. Однако для военных аналитиков, которые по идее должны следить за российскими новинками наступательного вооружения, это должен быть серьезный сигнал. И повод для еще большего насыщения передовых порядков наших войск новейшими средствами радиоэлектронной борьбы. Тем более, что выбрать есть из чего – отечественные производители предлагают широкий ассортимент антидроновых средств защиты.
Михаил Жирохов / Деловая столица