19 декабря стало известно, что Кабмин из-за нехватки денег заморозил часть бюджетных выплат. По указанию премьер-министра платежи остановлены до конца года. Речь идет о так называемых незащищенных расходах – на развитие, на ремонт и строительство.
Государственная казначейская служба Украины продолжит финансировать только защищенные статьи бюджета (зарплаты, пенсии, все социальные платежи), а также все зарегистрированные за 11 месяцев обязательства, на которые открыты ассигнования.
Как уточняет пресс-служба Министерства финансов, все остальные платежи, которые были зарегистрированы уже в декабре, будут проведены после анализа их приоритетности вместе с распорядителями бюджетных средств, учитывая невыполнение доходов госбюджета за 11 месяцев 2019 г. В премьерском указании говорится о том, что такая экономия позволит бюджету выйти на запланированный объем дефицита.
Что касается этих самых доходов, то, по информации Государственной казначейской службы Украины, госбюджет с начала года недополучил почти 6% доходов. За январь-ноябрь 2019 г. его доходы составили 899 745,7 млн грн, что на 5,9%, или на 55 970,5 млн грн, меньше плана (955 716,2 млн грн). В то же время по сравнению с аналогичным периодом 2018-го доходы госбюджета выросли на 6,7%, или на 56 483,9 млн грн.
По данным Госказначейства, в ноябре поступления в госбюджет составили 88 830,8 млн грн, что на 8,6%, или на 8 338,0 млн грн, меньше плана. Кроме того, поступления в ноябре были на 7,3%, или на 7 018,4 млн грн, меньше, чем в ноябре 2018 г. Тут можно вспомнить, что еще в конце сентября Счетная палата заявила о рисках выполнения доходов общего фонда государственного бюджета в 2019 г.
В Минфине заявляют, что дефицит госбюджета – следствие «более крепкого, чем учтено в государственном бюджете, обменного курса гривны, более медленного роста импорта и падения производства табачных изделий».
Сам премьер, правда, во время открытия Офиса противодействия рейдерству привел несколько иной перечень причин. Алексей Гончарук подтвердил, что имеются проблемы с выполнением доходной части госбюджета, из-за чего не получится полностью профинансировать некоторые госпрограммы. По его словам, главные причины невыполнения доходной части госбюджета – укрепление гривны, снижение объемов потребления газа и «неидеально спроектированный» бюджет на этот год.
С гривной – да, проблемы. Достаточно вспомнить, что бюджет-2019 верстался под курс более 28 грн за доллар (бюджет-2020 составлен, исходя из курса 27 грн за доллар.) Но сегодня национальная валюта стоит менее $24. Причина – поступление в страну больших объемов валюты: от заробитчан, от очередного рекордного аграрного экспорта, от ОВГЗ и прочих валютных радостей.
Что же касается снижения объема потребления газа, то это индикатор спада промышленного производства в стране. Со всеми вытекающими, включая снижение налоговых и прочих поступлений в бюджет.
Сама по себе ситуация «деньги закончились, а год – еще нет» не уникальна и не катастрофична. Но есть несколько важных моментов. Во-первых, на едином казначейском счете к 1 декабря оставалось еще 55 млрд грн. Это почти столько же, сколько было недополучено бюджетом за январь-ноябрь. То есть при желании Кабмин мог бы использовать эти средства.
Кроме того, Украина до конца текущего года может осуществить дополнительные внутренние заимствования в объеме до 10 млрд грн в счет финансирования госбюджета следующего года. Соответствующий проект распоряжения Министерство финансов внесло на заседание правительства в среду, 18 декабря. Возможность таких авансовых заимствований появилась после недавнего принятия поправок в Бюджетный кодекс.
Однако Минфину на 1 января 2020 г. нужны остатки средств значительно большие, чем ноль. Потому что январь всегда очень неденежный в плане доходов. И, кстати, с высокими выплатами по ОВГЗ как в валюте, так и в гривне.
Нужно также учитывать, что в декабре расходы обычно подскакивают вдвое. Все ускоряются, закрывают бюджетный год… А бюджет уже с октября собирает меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года. И в результате по итогам года аналитики ожидают вообще под -10% от планировавшихся поступлений.
Наконец еще одна задача письма о заморозке части бюджетных выплат – закрыть межстатейную и межпрограммную переброску денег. Мол, не потратили на ремонт, давайте бросим на какое-то строительство. То есть Минфин просто старается не дать потратить 40-60 млрд грн, которые можно сэкономить.
И последнее: в этом году Минфин попытается «взять из тумбочки поменьше», то есть в меньшей степени использовать дефицит бюджета, чем в прошлом году (тогда было 57 млрд грн). Теперь Кабмин согласен примерно на 40 млрд ухода в дефицит, не более.
Кстати, правительство поставило своим приоритетом снижение дефицита госбюджета. В следующем году он предусмотрен на уровне 2,09% от ВВП (94,3 млрд грн), а к 2024 г. – уже 1,5% от ВВП. Все бы хорошо, но вследствие этого может уменьшиться поддержка частного сектора со стороны государства (потому что дефицит одних – это профицит других), а значит, выйти на обещанный рост экономики в 5% и больше будет невероятно сложно.
Денис Лавникевич / Деловая столица