Главным событием недели стало задержание подозреваемых в убийстве журналиста Павла Шеремета. Все они – волонтеры, ветераны АТО и действующие военные.
Полиция озвучила свою версию, но самое интересное рассказал министр внутренних дел Арсен Аваков. Итак, что сказал Аваков в эфире Шустера. После убийства Шеремета в июле 2016 года полиция, которая начала расследовать преступление, не смогла найти четыре камеры с видео. Он прямо не обвинил работников СБУ в похищении вещдоков, только отметил, что видео с камер наблюдений совместно с полицией собирали сотрудники СБУ. Кроме того, Аваков добавил, что подозреваемым «сливали» информацию, и это отдельное направление расследования. В целом же следователи МВД продолжают искать заказчиков преступления.
Вслед за этим Илья Кива, нардеп из «ОПЗЖ», которого СМИ связывали с руководством МВД, в своем Телеграмм-канале обнародовал видеоблог, в котором анонсировал разоблачение в ближайшее время первых лиц государства времен Порошенко. «Это не эксклюзивная практика использования волонтеров, добровольцев, активистов в качестве сакральных жертв, как наемных убийц», – с уверенностью заявил он.
Можно, конечно, сделать скидку на то, кто такой Кива, и в какой партии он сейчас находится. Однако не Кивой единым, – Андрей Портнов, который выступает ныне в роли главного «загонщика» Порошенко, в своем Телеграмм-канале уточнил, что серверы видеокамер в районе взрыва автомобиля с Шереметом изъяли сотрудники Департамента защиты национальной государственности (департамент «Т»). Кроме того, Портнов написал, что трое подозреваемых по делу являлись агентами указанного департамента и подчеркнул необходимость проведения следственных действий в СБУ с выемкой агентурных дел фигурантов. О пропаже видео с камер наблюдения «не без содействия СБУ» заявил и Сергей Лещенко.
То есть, получаем нечто, что достаточно напоминает начало активной фазы информационной войны против Службы безопасности, точнее, против части ее сотрудников, которые работали во времена Порошенко и Василия Грицака, и остались в «конторе» или вернулись в нее после смены власти. Напомним: 21 ноября президент Зеленский назначил заместителем главы СБУ полковника Сергея Андрущенко, который в 2015-16 гг. был заместителем начальника Департамента защиты государственности. А руководил в то время данной структурой генерал Анатолий Дублик, которого Зеленский вернул на эту должность также 21 ноября. То есть, информационная атака, похоже, нацелена именно на работников этого Департамента и их бывших и нынешних руководителей. И атака не только на них, но и на Ивана Баканова, при котором Дублик и Андрущенко снова вернулись в строй.
Несложно понять цель подобных набегов. Во-первых, Департамент «Т» на протяжении украинско-российской войны серьезно приложился к противодействию российской агентуре. Поэтому его дискредитация – голубая мечта ФСБ. Обвинить сотрудников данной структурной единицы украинских спецслужб в организации политических убийств – это просто классика гибридной войны. Во-вторых, путем дискредитации Департамента «Т» будет осуществляться дискредитация всей СБУ. Проще говоря, Баканова будут ставить перед выбором: либо он «вычищает» спецслужбу от людей, которые работали при Порошенко, либо Службу безопасности будут порочить на всех медиа-площадках.
Действительно, в СБУ работают не мальчики для битья, они способны дать ответ на нападки. Однако, каких-либо заявлений, которые бы поставили на место «обличителей», пока не было. Может, дело в выходных? Одним словом, увидим. Поскольку это и государственная служба, отмалчивание которой немедленно используют против нее: молчит, значит что-то скрывает.
В-третьих, можно только догадываться, сколько в Департаменте «Т» интересных документов на политиков времен Януковича, на так называемых ЛОМов, которые могли играть роль двойных агентов, получая деньги у западных грантодателей якобы на борьбу с коррупцией в Украине, но при этом работающих на российские интересы, не исключено, что там лежит компромат и на многих сегодняшних власть имущих. Поэтому попробуем спрогнозировать, что уже в ближайшее время на фоне озвученных обвинений в адрес СБУ в парламенте возникнет инициатива создания ВСК относительно возможной причастности спецслужб к убийству Шеремета и активистам. Если же такую следственную комиссию ВР создавать откажется (скорее всего именно так и будет), в информационной кампании появится новый элемент – новая власть покрывает «преступления» старой. С требованиями люстрировать сотрудников СБУ времен Порошенко и открыть информацию об агентах спецслужб из числа национал-радикалов.
Из этого вытекает четвертый момент: активистов-патриотов, участников АТО, волонтеров словно заклеймили «агентами СБУ». Их рисуют такими себе «ассасинами», которых эсбэушники используют, как им заблагорассудится. В переводе на язык обывателя это звучит просто: если в СБУ откажутся от поддержки патриотических движений, они мгновенно исчезнут. И вот тогда заживем…
И, последнее: инициаторам кампании, зачатки которой хорошо видны, очень важно привязать к убийству Шеремета Петра Порошенко. Не напрямую, конечно, а как президента, который «потворствовал» националистам и радикалам. На данный момент мы наблюдаем, как его хотят обвинить в том, что нынешняя власть вынуждена выполнять подписанные Минские соглашения. Не смотря на то, что никто ее не заставляет их выполнять. Тем более, ставить телегу впереди лошади, – в этих соглашениях пункт об изменениях в Конституции о децентрализации далеко не первый. Поэтому совершенно непонятно, зачем в парламент вносится законопроект, который министр Пристайко мотивировал Минскими договоренностями. Также активизировались разговоры о создании ВСК относительно событий в Иловайске и Дебальцево. Инициаторы следственной комиссии заявляют, что хотят получить доступ ко всем решениям на высшем уровне, ко всем приказам Генштаба. Предполагаем, что в итоге народу сообщат: во всем была виновата украинская власть.
Все это кажется составляющими гибридного наступления на те ценности, которыми страна жила последние годы. И благодаря которым в значительной мере смогла выстоять в войне. А на место искореняемых ценностей шаг за шагом станут внедрять так называемое «национальное примирение».
Юрий Васильченко / Depo.ua