Главные итоги встречи «нормандской четверки» в Париже. Самое главное – президент Украины Зеленский – молодец, несмотря на то, что он был окружен плотным кольцом тех, кто хотел бы больше помочь Кремлю больше, чем Украине и упорно советовали ему в Париже пойти на уступки Путину по формуле «мир в обмен на территории». Это привело бы к реальной и необратимой легализации сепаратистов в обмен на временное прекращение военного конфликта на Донбассе, что неизбежно вызвало бы резкую реакцию в Украине и политической катастрофе в Киеве. Может именно этого хотел Путин от этой встрече, а не мира на Донбассе.
Но Зеленский этого не сделал, по крайне мере публично. Формула Путина – Штайнмаера так и осталась на Парижских переговорах не востребованной. И это хорошо. На пресс-конференции президент Зеленский, при живом Путине, много раз прямо говорил об оккупированном Донбассе, но так и не решился назвать Россию агрессором. Если парижская встреча, на самом деле, не имеет секретных договоренностей с Путиным, то надо признать, что украинский президент выдержал первое международное испытание и защитил национальные интересы Украины, хотя бы на время, еще четыре месяца.
Второй важный итог парижской встречи глав Украины, Франции, Германии и России. Надо признать, что «нормандский формат» миротворческих переговоров умирает на наших глазах. Никто из участников нормандского формата так и не предложил приемлемой компромиссной формулы мира на Донбасса. Все тянули в свою сторону. Парижская встреча закончилась ничем. Все серьезные решения отложены на четыре месяца – это провал формата. Стоило ли собираться главам государств, чтобы обсудить и подтвердить то, что могли бы и без них сделать дипломаты и эксперты, и чиновники ОБСЕ на более низком уровне (разведение войск, обмен пленными, мониторинг и т.д.). Не случайно участники парижской встречи больше переживали за газовой договор между Россией и Украиной – это сейчас больше волнует Европу, а не Донбасс.
Три года назад умер минский формат переговоров, навязанный нам, вместе с Минскими позорными соглашениями, Путиным и Порошенко. Теперь пришла очередь «гибели» нормандского формата. Американцы только потирают руки. Ведь, теперь России, все равно придется вернуться к самому перспективному, но неудобному для Кремля, формату переговоров – женевскому, в котором присутствуют США. ЕС, Украина и Россия, а не представители сепаратистов и Киев, как сейчас настаивает Путин. Но женевский формат реально заработает только после выборов нового президента США.
Что дальше? Теперь Путин, вернувшись в Москву «с пустыми руками», конечно же будет мстить. Имея мощные рычаги давления на Украину, Кремль попытается за четыре месяца до следующей вероятной встречи «дожать» Зеленского и заставить Украину пойти на уступки сепаратистам Донбасса. Поэтому следует ожидать резкого обострения не только в зоне АТО, но и социально –политической напряженности внутри Украины, по самым разным поводом, чтобы убедить Зеленского пойти на встречу интересам Путина, а не Украины.
Виктор Небоженко / Facebook