После изнурительных расследований ФБР и комитетов Конгресса, увольнение советников топ-уровня и натиска новых антироссийских инициатив Сената, Дональда Трампа ожидает новый российский «экзамен» – встреча с Владимиром Путиным, пишет Ярослав Довгопол для Укринформа.
Практически вся политическая Америка – и демократы, и республиканцы не без интереса ожидают месседжей, которые должны озвучить глава Белого дома и российский лидер в пятницу на встрече в немецком Гамбурге. И хотя обе партии в Конгрессе никогда не скрывали антипатий к политике Москвы, с чем в конечном счете согласилась и новая администрация Белого дома, сам же Трамп до сих пор озвучивает необходимость сближения с Кремлем. Поэтому проблема заключается в том, что никто, даже из близкого окружения Трампа, не знает, как он поведет себя во время встречи с президентом России.
Нервозные ожидания
В среду, прямо в день вылета Трампа в Европу, The New York Times тронула очередными откровенностями от источников. Как оказалось, несмотря на многочисленные брифинги для президента и разъяснения – что к чему в российском досье, высокопоставленные советники в Белом доме до сих пор не могут с уверенностью сказать, что же на самом деле сделает или скажет Дональд Трамп на встрече в Гамбурге.
Сама же газета описывает ситуацию так: «Долгожданный разговор с Путиным, по большому счету, является необходимым, учитывая критические противоречия, которые разделяют (позиции – ред.) США и Россию. Но это также создает риски для Трампа, который сталкивается с целым рядом расследований в отношении возможных связей его кампании с Россией, а также с вопросом его личной готовности выступить против Москвы из-за ее военной агрессии и вмешательства в выборы».
Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер выразил ожидания от встречи, которые сейчас доминируют в Белом доме и Государственном департаменте, как ситуацию «нервозную», которая содержит потенциальные риски. Ведь никто не знает, что делать, если президент Трамп решит снова «сближаться» с Россией и сделает что-то в разрез с официальной позицией Вашингтона. К тому же, над Трампом продолжает нависать «темное облако» расследований, связанных с Россией, и любая договоренность с его стороны может только усилить пристальное внимание следствия.
Зато лично Трамп не занимается подготовкой к первой встрече с лидером страны, которая продолжает доставлять ему и его администрации так много проблем, а также является источником обвинений со стороны либеральных американских СМИ. «Он (Трамп — ред.) сказал помощникам, что больше обеспокоен позицией немецкого канцлера Ангелы Меркель и других лидеров относительно его решения выйти из Парижского климатического соглашения и его жесткой линии в отношении иммиграции», – пишет издание, подчеркивая, что сам Путин, известный в качестве «мастера манипуляций», точно будет готов к общению.
Тем временем не только NYT, но и другие американские издания высказали беспокойство относительно неподготовленности Трампа, обращая внимание на больший политический опыт Путина и его навыки вербовки, полученные в КГБ. Интересно, что российские СМИ также обратили внимание на эти публикации. Причем основная мысль, которую они вынесли наперед, прямо указывает, что Путин таки обставит Трампа на первой встрече в Гамбурге.
Вопрос дач
Больше всего в американском политическом поле и экспертном сообществе опасаются, что президент США может предложить российскому коллеге ослабление существующих санкций в обмен на уступки со стороны Москвы в украинском или сирийском (знает, наверное, только сам Трамп) вопросе. Прежде всего, речь идет о возможном возвращения россиянам их дипломатических дач в Мэриленде и Нью-Йорке, которые попали под санкции Обамы в декабре из-за вмешательства РФ в выборы в США.
Здесь интересен один момент: россияне настолько убедили американскую власть, что это их неотъемлемые объекты, которые просто не могли быть конфискованными ни при каких обстоятельствах, даже в Госдепе стали называть их не «residence (резиденция — ред.), вилла (особняк — ред.), какими они являются по сути, а на русский манер на английском языке – dacha.
О возможном возвращении дач в двух штатах уже давно идут разговоры, и российская сторона настаивает и даже угрожает зеркальным ответом. Хотя, если разобраться, именно американцы «отзеркалили» недружественный жест, который с самого начала сделали россияне. В частности, еще в октябре прошлого года российское правительство заблокировало уже подписанное соглашение между дипкорпусом США и властями Санкт-Петербурга о предоставлении американской стороне земельного участка под строительство нового генконсульства США в этом городе. И сейчас вопросы российских дач в США и генкосульства в Санкт-Петербурге очевидно стали предметом равнозначного торга с обеих сторон. По крайней мере, такими неофициальными намеками говорят в Госдепе и об этом пишут американские СМИ.
Тем временем, такая возможная договоренность сегодня вызывает беспокойство в политических кругах США, поскольку речь идет не об обмене претензиями относительно дипломатических объектов, а о послаблениях уже введенных санкций против Москвы. И не просто санкций, а наказания России за то, что она совершила враждебные действия против США, грубо вмешавшись в выборы.
Трамп VS Конгресс
Именно такая возможность Трампа ослаблять давление на Россию единоличным решением продолжает волновать Конгресс. Причем, обе партии, включая подавляющее большинство республиканцев, которых представляет в Белом доме Трамп, единодушны в том, чтобы уменьшить полномочия президента в этом вопросе.
Еще полмесяца назад верхняя палата американского Конгресса значительным большинством (97 против 2 сенаторов) проголосовала законопроект S. 722 с усиленным пакетом санкций против России. Документ также урезал возможность президента снять ограничения против России без решения законодателей. Далее он был передан в Палату представителей, которая была также готова поддержать эту инициативу. Интрига заключалась лишь в том, наберет ли Палата количество голосов, с которыми можно будет преодолеть президентское вето. Ситуация, казалось, была безвыходной для администрации Трампа, и многие заговорили о серьезном конфликте интересов между Республиканской партией и президентом. Однако проблему (хоть и временно) решили юристы. Оказалось, что законопроект S. 722 содержал положения, которые касаются бюджетных начислений, а согласно конституции такой тип документов должна принимать сначала нижняя палата, а затем Сенат.
Сегодня нет сомнений, что поддержка республиканцами более жестких ограничений для России будет оставаться высокой. Однако на преодоление процедурных согласований уйдет время, которое именно и выиграл Трамп перед первой встречей с Путиным. И сейчас у него не связаны руки относительно ослабления санкций против Москвы. Он, как опытный бизнесмен, может считать это козырной картой на переговорах с Путиным, однако для других важно, насколько он осознает политическое значение подобного шага. Ведь это безусловно будет иметь последствия не только для его команды, но и для глобальной геополитики.
Существует еще один важный вектор, который четко прослеживается в программе визита Трампа в Европу. Его пребывание в Польше, участие в саммите Трех морей, а также в заседании G-20 в Гамбурге имеет один общий акцент: усиление энергетической безопасности Европы путем поставки американского LNG-газа. Для США и для бизнесмена Трампа – это новые экономические и торговые возможности и создание рабочих мест. Для Европы – диверсификация источников энергоснабжения. Для Москвы – конец присутствия на европейском рынке и окончательный крест на проекте «Северный поток-2», на который Кремль возлагает чуть ли не последние надежды. Иными словами, страна-бензоколонка продолжает терять основных клиентов, и кто знает, что является более болезненным ударом для Путина. Так или иначе, американский президент имеет большие преимущества. Но только его российский «экзамен» покажет, сможет ли он воспользоваться ими сполна.