п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Встреча Зеленского с Путиным: Решится ли президент Украины на глобальную «зраду» Желание Владимира Зеленского «просто сесть и обо всем договориться» через неделю сыграет с ним очередную злую шутку

Двусторонние и, вероятно, конфиденциальные переговоры Зеленского с Путиным – это не только «ночной кошмар порохоботов», а и прекрасная возможность для Кремля расшатать и без того не слишком прочный социально-политический консенсус в Украине.

По большому счету, «нормандская встреча», которая должна состояться 9 декабря в Париже, планировалась, в том числе, как возможность для украинского президента избегать разговора тет-а-тет с российским лидером. Ведь «европейские секунданты», по замыслу, должны модерировать, стимулировать и гарантировать выполнение взятых на себя обязательств представителями обеих сторон конфликта. Более того, и до своего избрания, и даже вскоре после него, Владимир Зеленский активно декларировал идею относительно вероятного расширения этого формата за счет представителей США.

И вот – концепция радикально изменилась. На полях саммита нормандской четверки в Париже 9 декабря президенты Украины и России планируют двустороннюю встречу.

То есть, активнее и конкретнее эту встречу, конечно, планируют на России. Где в прямом эфире программы «Москва. Кремль. Путин» на телеканале «Россия-1» пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, глава МИД Сергей Лавров и помощник президента России Юрий Ушаков рассказывают, что она может поспособствовать нахождению «развязок в ключевых проблемных вопросах». При том Лавров отмечает, что в ходе такой встречи на России «очень хотят понять, как все-таки после всех неоднозначных, противоречивых заявлений из офиса Зеленского сам украинский лидер видит движение к выполнению минских договоренностей».

Таким образом, оптимистические заявления относительно того, что двусторонняя встреча, готовность к которой с украинской стороны неоднократно декларировали на протяжении последних недель, будет касаться «исключительно экономических вопросов» – то есть транзита российского газа, – не подтвердились. Что и не удивительно, поскольку и сам по себе российский газ – это отнюдь не «исключительно экономический вопрос», да и газом дело вряд ли ограничится.

Особый шарм ситуации придает еще и тот факт, что встреча Зеленского с Путиным запланирована в аккурат на следующий день после того, как президент России обсудит со своим белорусским коллегой вопрос создания «Союзного государства России и Беларуси». Можно не сомневаться, что в Москве приложили усилия, чтобы встречи с «братскими республиками» шли одна за другой, без лишних пауз. Зато с лишними намеками.

Договорятся ли Зеленский с Путиным про какую-то «глобальную зраду» на своей двусторонней встрече? Скорее всего, нет. Во-первых, Украина – не Россия, и односторонние и обязательные для выполнения всеми украинцами решения наш президент принимать не может.

Поэтому, даже решая, например, судьбу выигранных «Нафтогазом» исков, обменять которые на «газовую скидку» активно предлагают в Кремле, Банковой придется учитывать мнение «Нафтогаза». И, договариваясь с Путиным об особенностях имплементации минских договоренностей, Зеленский не может забывать, что даже с «турбосоветом» в кармане и абсолютно управляемым правительством он не может рисковать и давать оппозиции слишком много козырей. Падение рейтинга более чем на 20% за неполных три месяца – это достаточно убедительный звонок для президента.

Во-вторых, «простых решений для сложных проблем, к которым так стремится Зеленский, Путин ему дать не сможет. А те, которые сможет, не устроят Зеленского, поскольку будут слишком явно пахнуть капитуляцией.

Поэтому двусторонние переговоры продолжительностью «от 30 минут до полутора часов», как охарактеризовал их Ушаков, будут скорее попыткой двух лидеров найти слабые места друг друга в очном режиме.

Впрочем, тот факт, что глобальной «зрады» от двусторонней встречи, скорее всего, не случится, не значит, что встреча пройдет для Владимира Зеленского бесследно.

Во-первых, сам факт общения (очень вероятно, что и конфиденциального) с Владимиром Путиным вызовет закономерные подозрения в Украине, чем воспользуется национал-патриотическая оппозиция. При том правящий президент может оказаться в специфической ситуации – под огнем критики как со стороны пророссийских сил, так и со стороны патриотов – поскольку по результатам встречи не сможет сказать ничего утешительного ни для первых, ни для вторых, потому что пассажи про «конструктивную беседу», которыми нынешняя пресс-служба гаранта злоупотребляет больше, чем предшественники времен Порошенко, особого доверия не вызовут ни у кого. При том можно не сомневаться, что параллельно близкие к российским спонсорам СМИ – независимо от формальной политической ориентации – сделают все возможное, чтобы стимулировать публичные сомнения в откровенности президента Зеленского.

Кроме того, проведя прямые переговоры с Путиным, Зеленский лишний раз продемонстрирует ЕС и возможность того, что «Украина и Россия могут договариваться сами», что вряд ли будет стимулировать остальных лидеров нормандской четверки к продуктивной работе.

Таким образом желание Владимира Зеленского «просто сесть и обо всем договориться», которое он периодически озвучивал еще в течение предвыборной кампании, через неделю сыграет с ним очередную злую шутку. Политическое взросление Зеленского продолжится. Вопрос лишь в том, какой будет цена.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим