Как показали события прошлой недели, подготовка к запланированному на 9 декабря парижскому саммиту лидеров стран «нормандской четверки» идет полным ходом.
Последние «преднормандские» приготовления
Например, посмотреть на вещественное доказательство выполнения Украиной своих «преднормандских» обещаний в виде нового моста через Северский Донец специально приезжал в Станицу Луганскую действующий руководитель ОБСЕ, глава МИД Словакии Мирослав Лайчак и увиденным, похоже, остался доволен. На мажорной ноте, судя по всему, закончилось и телефонное общение украинского президента Владимира Зеленского с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, посвященное предстоящей встрече в Нормандском формате, правда, о деталях разговора никто не распространялся.
Зато в Москве продолжили публично мусолить свои старые пластинки о «прямом диалоге с Донбассом» и о пролонгации закона об особом статусе ОРДЛО. Однако чтобы привлечь к своим камланиям куда большее внимание, чем обычно, тем более что на носу – важные переговоры, то есть пора повышать ставки, Кремль решил провести излюбленные атаки гибридного толка, причем как с фронта, так и с тыла. Единственное, к военной эскалации на Донбассе это, к счастью, не привело, все пока ограничилось сугубо информационной составляющей.
Итак, в «тыловой» акции Путина традиционно сыграл первую скрипку путинский кум Медведчук, который уже на правах нардепа от ОПЗЖ теперь внес в Верховную Раду свой проект изменений в закон об особом статусе. Главное в нем то, что «особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» действовал бы не временно, а вечно. Плюс в заключительные положения документа Медведчук предлагает закрепить так называемую «формулу Штайнмайера» и вообще удалить пункт о «выводе всех незаконных вооруженных формирований, их военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины». Понятно, что медведчуковские законодательные инициативы – это пока лишь некая «декларация о намерениях», чтобы, так сказать «поговорить», а там – как на парижском саммите и после него карта ляжет. Кстати, говорить о «новом законе об особом статусе Донбасса» тут же активно принялись на заседании Трехсторонней контактной группы в Минске представители ОРДЛО.
Провокация о «новой границе ДНР»
Что же касается «фронтальной» атаки, то речь идет о выдаче на-гора российской оккупационной администрацией в Донецке «сенсации». 29 ноября «парламент ДНР» установил «государственную границу ДНР в пределах Донецкой области до начала войны на Донбассе в 2014 году».
То есть с Мариуполем, Краматорском, Славянском, Бахмутом и другими населенными пунктами Донетчины, освобожденными от российской оккупации уже более пяти лет назад. В итоге стало попахивать настоящим пограничным состоянием – это когда психиатры начинают фиксировать психическое расстройство, но еще слабо выраженное и не доходящее до патологии.
Однако при пристальном рассмотрении новый «закон» оказался хоть и громким, но «белым шумом», ведь вся Донецкая область была объявлена территорией квазиреспублики еще фейковой «конституцией ДНР» образца 2014 года. Нынче ж Путин таким ходом банально хотел получить от Киева официальной реакции на фейкотворчество своих гауляйтеров, а потом за переговорным столом в Париже тыкать этим Зеленскому: мол, раз вы сами услышали, наконец, «голос Донбасса», то не капризничайте, а садитесь с «представителями Донбасса» за стол и ведите с ними «прямой диалог».
Отжатие имущества ахметовца Гуменюка
Многолетние переговоры с боевиками, которые вел о своей донецкой собственности крупный местный бизнесмен Гуменюк, наконец, подошли к концу. На прошедшей неделе главарь российской оккупационной администрации в ОРДЛО Пушилин подписал «указ», которым «постановляется применить специальную персональную санкцию в отношении Гуменюка Игоря Николаевича, 1961 года рождения, в виде перевода имущества, принадлежащего ему на основании частной собственности, в государственную собственность». Причем «оперативное управление» этим отжатым имуществом отходит «администрации главы ДНР», то есть распоряжаться им на свое усмотрение будет лично Пушилин и его подручные.
Тут стоит напомнить, а кто такой Гуменюк и чем он, собственно, владеет в Донецке. Этого бывшего нардепа-«регионала» в свое время продвинул в команду Януковича и его партийный список олигарх Ахметов как давнего личного друга. Ведь уже вначале 1990-х Гуменюк представлялся генеральным директором первого ахметовского бизнеса – фирмы «АРС», торгующей углем с государственных шахт. Между прочим, поговаривали, что данная аббревиатура расшифровывалась как «Алик, Ринат и Самсон», где сейчас в живых остался только Ринат. Чего не скажешь об «Алике» (Ахате Брагине) и «Самсоне» (Якове Богданове), убитых еще в 1995 году.
Но вернемся к Гуменюку и его донецкой собственности. Так вот, основной его донецкой недвижимостью является ТРЦ «Донецк-Сити» общей площадью около 115 тысяч квадратных метров, а также местная гостиница «Виктория» и другие активы помельче. Плюс, само собой, личный особняк в Донецке, который отдельные боевики уже сватают в качестве «посольства» некой «дружественной республике». И тут, скорее всего, подразумевается отнюдь не «ЛНР», а самопровозглашенная на территории Грузии «республика Южная Осетия», так как именно через нее идут в оккупированный Донецк практически все деньги из России. И как раз южноосетинскую прописку имеет компания «Внешторгсервис», контролирующая практически всю тяжелую промышленность не только в ОРДО, но и в соседних ОРЛО.
К слову, на уходящей неделе челобитную самому Путину направили жены шахтеров оккупированной Донетчины. В адресованном хозяину Кремля письме говорится, что «уголь и другие богатства ДНР бесплатно вывозятся мародерами ЗАО «Внешторгсервис», а на требования погашения многомесячных долгов по заработным платам представители интересов мародеров из «Внешторгсервиса» Пушилин, «министр угля» Дубовский и другие официальные лица начинают рассказывать нашим мужчинам сказки про тяжесть военного положения, а сами жиреют и богатеют с каждым днем». Впрочем, шахтерским женам никто не объяснил, что реальными бинефециарами «Внештогсервиса» являются давние путинские друзья, генералы ФСБ Чемезов, Беседа и другие. Поэтому их жалоба – точно не по адресу.
Олег Полищук / Деловая столица