Второй по величине оператор мобильной связи в стране – компания «Vodafone Украина» – продан за $734 млн.
«Vodafone Украина» была продана ее российским владельцем, компанией МТС, азербайджанской компании Bakcell. Сообщение об этом 25 ноября разместила на своем официальном сайте МТС, уточнив подробности сделки: ее дочерняя компания Allegretto Holding S.a.r.l. (Люксембург) продала 100%-ную долю в компании Preludium BV (Нидерланды), которая, в свою очередь, является единственным акционером «Vodafone Украина».
Со стороны покупателя схема сделки выглядит так: соглашение подписано с Telco Solutions and Investments, подконтрольной телекоммуникационной компании Bakcell, которая, в свою очередь, входит в международную группу компаний NEQSOL Holding.
Таким образом, если пропустить все промежуточные звенья, то «Vodafone Украина» была в собственности российской АФК «Система» (контролирует 54% МТС), основным акционером и председателем совета директоров которой является Владимир Евтушенков, а миноритарными акционерами – в основном крупные институциональные российские и иностранные инвесторы. А теперь будет принадлежать азербайджанскому NEQSOL Holding.
Состоятельные контрагенты
NEQSOL Holding занимается нефтегазовым, телекоммуникационным, высокотехнологичным и строительным бизнесом, ведет деятельность в Соединенном Королевстве, США, Турции, Азербайджане, Казахстане, ОАЭ, Бангладеш и др. Головной офис компании находится в Баку, а среди ее партнеров по нефтегазовому бизнесу указана Государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR, вместе с которой она создала SOCAR AQS – компанию по бурению и обслуживанию скважин.
Однако о том, кто является владельцем NEQSOL Holding, официальных данных в открытых источниках нет. На сайте холдинга указано, что группа компаний изначально начинала свое развитие с предприятий в нефтегазовой отрасли в начале 1990-х. А потом капитал, накопленный в результате этой деятельности, был вновь реинвестирован, что привело к быстрому росту и расширению деловой активности. Другими словами, источник денег, на которые покупается украинский телекоммуникационный оператор, – это доходы от нефти и газа Каспия.
Правда, по данным главы парламентской фракции партии «Слуга народа» Давида Арахамии, новые владельцы «Vodafone Украина» – это инвесторы из Азербайджана и Катара. Таким образом, компания станет единственным в стране мобильным оператором без российского капитала.
В свою очередь, «Vodafone Украина» в прошлом году заработала чистой прибыли 1,8 млрд грн, доход компании вырос по итогам 2018 г. на 8%, до 12,9 млрд грн. Однако МТС продала прибыльный бизнес, объясняя сделку тем, что в рамках обновленной стратегии ее усилия будут сконцентрированы на российском рынке, который генерирует более 90% выручки. Доля же украинского бизнеса в общем масштабе МТС – незначительна, по итогам третьего квартала этого года на нее приходилось чуть более 3% от общей выручки МТС.
Такое заявление о концентрации на «домашнем» бизнесе похоже на правду – в августе 2016 г. МТС продала 50,01% в узбекской компании Universal Mobile Systems (UMS) правительству Узбекистана всего за $1. Однако МТС пошла на этот шаг, поскольку увязла в коррупционном скандале – министерство юстиции США заподозрило «дочку» российской компании в том, что та раздавала взятки чиновникам в обмен на преференции. В марте текущего года компания МТС заявила, что ей удалось договориться с минюстом США и комиссией по ценным бумагам и биржам США о том, что в расследовании будет поставлена точка, но МТС при этом заплатит $850 млн штрафа.
В 2017 г. МТС остановила деятельность своей дочерней компании в Туркменистане – государственный оператор связи «Туркментелеком» не продлил договор о сотрудничестве, а сроки договора на использование радиочастот, необходимых для оказания услуг мобильной связи, истекли и также не были продлены. Теперь МТС судится с властями страны в международных судах, оценивая ущерб в $1,5 млрд.
На сегодня МТС работает в Беларуси, где ей принадлежит 49% в совместном белорусско-российском ООО «Мобильные ТелеСистемы», и в Армении, где она полностью владеет ЗАО «МТС Армения».
Не продешевили ли?
Итак, «Vodafone Украина» продана за $734 млн, включая отложенный платеж на сумму порядка $84 млн. Однако директор аналитического департамента компании Concorde Capital Александр Паращий отмечает, что, исходя из торгов акциями российского холдинга МТС на фондовом рынке по состоянию на 21 ноября, а также доли украинского подразделения в общем объеме заработка МТС, стоимость «Vodafone Украина» должна была бы составить $1368 млн. Но почему украинское подразделение было продано дешевле – непонятно. «Пока что рынок «склонен считать», что сделка хорошая: акции МТС сегодня немного выросли в цене. Возможно, одной из причин того роста является обещание МТС выплатить дивиденды акционерам из части полученных от Bakcell денег», – предположил Паращий.
Связь без изменений
Для пользователей мобильной связи пока никаких изменений в связи с продажей компании не ожидается. Глава Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) Александр Животовский отметил, что продажа «Vodafone Украина» существенно не повлияет на деятельность оператора – компания продолжит оказывать услуги под брендом Vodafone и все ее тарифные планы и сервисы продолжат действовать.
Впрочем, есть повод для сдержанного оптимизма. По словам Арахамии, Bakcell намерена инвестировать в развитие своего украинского бизнеса $400 млн, тогда как у российской МТС не было никаких инвестпланов.
В свою очередь, эксперт телекоммуникационного рынка Роман Химич отметил, что выбор украинского рынка для оператора из Азербайджана выглядит неочевидным. «Украинский рынок остается самым бедным с точки зрения доходов населения, покупательной способности (среднего чека или ARPU – средней выручки на одного пользователя), разрыва между доходами операторов и потребностью в инвестициях», – сказал он.
По его словам, Украина – это сочетание самой большой территории и самого бедного населения в Европе. Для сравнения: польский рынок мобильной связи генерирует в 2,5 раза больше денег при вдвое меньшей территории, то есть на квадратный километр приходится в Украине в пять раз меньше выручки, тогда как впереди у операторов большой тройки – строительство общенациональных 4G-сетей, что потребует очень значительных затрат с максимальным сроком окупаемости.
Химич не ожидает значимых изменений в рыночном поведении второго по значимости игрока рынка. «Кто бы ни был новым собственником компании, ему придется решать те же самые задачи: повышать средний чек, инвестировать в уже лицензированные частоты, строить общенациональную 900 МГЦ сеть, работать над открытием новых диапазонов. Рамки возможного давно известны, выйти за них вряд ли захотят и смогут», – сказал он.
Наша Рада