п'ятниця, 22 листопада 2024 | ПРО ПРОЄКТ | КОНТАКТИ

Посол холодной войны: Как назначение Салливана изменит отношения России и США Влиятельный аппаратчик, и, фактически, второе лицо в Госдепе, Джон Салливан в роли посла США на России напрасно вызвал у Москвы определенный энтузиазм

Вчера комитет Сената США по международным отношениям одобрил кандидатуру Джона Салливана на должность посла на России. Результаты многочасового допроса, который сенаторы устроили дипломату три недели назад, кажется, их вполне удовлетворили – и после решения комитета Конгресс в надлежащий момент согласится с личным решением Трампа отправить Салливана послом на России. При этом циркулируют слухи, что согласие российской стороны на кандидатуру этого дипломата уже получено.

«Опыт Салливана на посту заместителя госсекретаря дал ему четкое представление о многочисленных проблемах, которые у нас есть с Россией, и этот опыт позволит ему выстраивать взаимоотношения наших стран», – так охарактеризовал ситуацию руководитель профильного комитета, представитель Республиканской партии Джим Риш.

Сам Салливан, с одной стороны, является фигурой в американском дипломатическом ведомстве весьма влиятельной. Он успел поработать не только заместителем государственного секретаря, но и исполняющим обязанности главы американской дипломатии, когда Трамп отправил в отставку Тиллерсона. С другой стороны, истинно дипломатический стаж Салливана составляет чуть больше двух лет, до этого он работал в других министерствах и ведомствах США.

Впрочем, назначение чиновника такого масштаба на должность посла дало повод российским комментаторам прогнозировать если и не потепление между двумя странами, то, по крайней мере активизацию отношений.

Но тезисы, озвученные Салливаном перед Конгрессом, позволяют обоснованно предположить, что эти надежды напрасны. «Эта дипломатическая миссия будет не из простых, – заявил тогда Салливан американским законодателям. – Наши отношения находятся на уровне холодной войны, их проявления вам хорошо знакомы: вмешательство в американские выборы, нарушения территориальной целостности Украины и Грузии, покушение на жизнь зарубежных граждан. Будучи заместителем госсекретаря, я лично участвовал в разработке политической стратегии в отношении России. Если меня утвердят, я продолжу давление на российскую власть».

При этом коллеги Салливана не сомневаются, что резкого разворота в американо-российских отношениях после приезда нового посла в Москву ожидать не приходится. В частности, такого мнения придерживается бывший посол США в Украине Джон Хербст.

В этом месте возникает закономерный вопрос – если в Вашингтоне собираются продолжать политику давления на Россию при условии сохранения минимальных необходимых дипломатических контактов, то для чего отправлять на должность посла столь влиятельного дипломата?

Ответ, кажется, может быть только один. Дональда Трамп банально опасается. При том он боится как неконтролируемого обострения отношений с Россией, с которыми он банально не знает, что делать – так и какого-то неожиданного потепления, которое Конгресс немедленно поставит ему в вину.

И реальная задача Салливана – это не восстановление «мира и дружбы», между США и Россией, которые сейчас, конечно, невозможны. И не активизация давления на Россию, призванная заставить Путина уважать международное право и прекратить разжигать военные конфликты на разных континентах.

Реальная задача Салливана – это сохранить существующий статус-кво в отношениях между государствами и обеспечить, чтобы «российский фактор» не стал помехой Дональду Трампу на следующих выборах, а российская тема не всплывала на страницах газет и в прайм-таймах телеканалов.

Стоит заметить, что избирателю Трампа, кажется, безразличны вероятные международные победы, а вот конкуренты действующего хозяина Белого дома охотно воспользуются любым его поражением.

При таких условиях, какими бы ни были первоначальные надежды Кремля на возможный прогресс в отношениях с Вашингтоном, миссия Салливана, скорее всего, будет иметь тот же конец, что и миссия его предшественника Джона Хантсмана. Которому, вскоре после его отъезда из Москвы, запретили возвращаться на Россию.


Тарас Паньо / Depo.ua
Поділіться цим